Микунь

география

Посёлок Микунь возник среди лесов на юго-западе Коми ближе к середине XX века – в связи со строительством Северной железной дороги. Сегодня это уже город, являющийся важной узловой станцией между Воркутой и Котласом, с ответвлениями на Сыктывкар и посёлок Усогорск. На оживлённой площади перед безликим вокзалом, где привлекательно выглядит разве что монументальный паровоз Л-5218, можно подкрепиться в уютном кафе с приемлемыми ценами. А на то, чтобы неспешно осмотреть Микунь со всеми хоть сколько-нибудь оживлёнными и необычными улочками, уйдёт примерно четыре часа. Я за это время протопал около восьми километров, не добравшись только до частного сектора, раскинувшегося на окраинах и вряд ли отличающегося фотогеничностью.

В архитектурном плане городок, в коем проживает примерно 8000 человек, можно условно разделить надвое: в направлении Воркуты понатыканы в основном многоэтажки, а в направлении Котласа – по большей части бараки. Причём особое внимание на себя обращают панельные и кирпичные дома с установленными с торцов автоматами по продаже чистой питьевой воды, а также деревянные одноэтажные постройки с побитыми жизнью фасадами и крышами, но со вставленными пластиковыми стеклопакетами, через которые хозяева наблюдают за дорогущими автомобилями у крылечек или палисадников. Что касается разномастных двухэтажек, то во многих из них всего по две квартиры на лестничной площадке.

Дороги в городе узенькие. Но чего-то большего и не требуется, учитывая весьма скромное количество автотранспорта. Даже внутригородские маршрутки не ходят – только парочка междугородных автобусов. А вот асфальт уложен далеко не везде. Зато там, где он есть, выбоины встречаются редко. Вероятно, по причине слабой загруженности дорожного полотна. Во дворах же сплошные ямы и пылища. Местами можно обнаружить бетонные плиты вместо асфальта. С микуньскими тротуарами ситуация схожая: кое-где уложена брусчатка, но чаще приходится топать по земле или же – в хмурую погоду – месить грязь.

Местный климат, по словам горожан, несладок, но терпим. Таких ветров, как в Воркуте, почти не бывает – благодаря относительно плотному лесному кольцу. А вот гнуса, пожалуй, ничуть не меньше, чем в любом другом населённом пункте республики. И если на улице не дует ощутимо, то слепни и мошки с удовольствием лакомятся теми, кто проявляет неповоротливость и излишнюю созерцательность.
Впрочем, в Микуни и глазеть-то особо не на что. В памяти всплывают лишь Успенская церковь, бассейн «Северная волна», мемориальный комплекс «Фронт и тыл», порядком «уставшая» водонапорная башня и несколько оригинальных домишек, включая подобие дворца в центре Пионерской улицы. Главное же и неоспоримое украшение города – это Дом культуры, построенный ещё в 1950 году и оригинально украшенный при самом непосредственном участии заслуженного художника страны Бориса Старчикова (его именем, кстати, названа микуньская библиотека-филиал, где мне довелось презентовать парочку своих книг). Напротив входа в ДК установлен памятник Владимиру Ленину – в масштабе «один к одному», что позволяет прохожим не ощущать себя лилипутами вблизи вождя. На той же площади можно увидеть ещё две скульптурные композиции. И если женщина с ребёнком – чудо из чудес, то рабочий – какая-то нелепость.

Добавлю также, что в городе ощущается зависимость от Сыктывкара. Микунь связывает с ним не только железная дорога, но и автомобильная. Многие горожане ездят на работу в региональную столицу. При этом нельзя не заметить большого количества магазинов с сыктывкарской продукцией. Иными словами, большой брат всячески помогает карапузу. И хотя последний мало на что способен в одиночку, стрелки понапрасну переводить не намерен, ибо уже давненько и с определённой долей уверенности встал на рельсы.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать