Мурманск

география

Творческому человеку немудрено стать истовым поклонником Мурманска, ведь там есть почти всё, столь необходимое зоркому глазу, пытливому уму, метущейся душе: панорамные смотровые площадки, более десяти озёр, залив с возводимым в течение дюжины лет полуторакилометровым мостом через него, разнообразная архитектура, в том числе роскошная советская, а также донельзя суровая – под стать северному климату. Однако переехать жить в многоярусную столицу Заполярья я вряд ли отважился бы. Причём не столько по причине снежного засилья и полярной ночи, сколько из-за бесчисленных подъёмов, спусков, пригорков, явно противопоказанных людям с больными суставами и сердечком. Гуляя по местным улицам, неоднократно вспоминал Дивногорск с каскадами ступенек и могучим Енисеем, мысленно сравнивая свою малую родину с «Мурманском в миниатюре».

В миниатюре, потому что численность населения упомянутого городка в Красноярском крае в девять раз меньше. Да и территориальные масштабы несопоставимы. Не говоря уже об уровне жизни в целом и имеющихся возможностях для самореализации. Всё-таки расположенный на сопках Мурманск – это крупнейший город, находящийся за Полярным кругом, и последний из числа основанных ещё в Российской империи. Начиналось же всё со строительства морского порта, не посетить который туристы попросту не могут – хотя бы потому, что расположен он в считанных минутах ходьбы от железнодорожного вокзала. Там же, в порту, с 1989 года на вечной стоянке находится первый в мире атомный ледокол «Ленин», давно превратившийся в музей. Судно состоит из нескольких сотен помещений, и без экскурсовода заблудиться там проще простого.

Памятников в Мурманске огромное количество. Многие из них связаны с флотской тематикой (это относится и к нескольким учреждениям культуры и образования), что вполне характерно для города-героя и города-порта в одном лице. Недостатка в оригинальных – по задумке, исполнению, масштабам – композициях и скульптурах точно нет. Одним лишь Алёшей, как величают памятник Защитникам Советского Заполярья, дело не ограничивается. Где бы вы ни гуляли, куда бы ни заглянули – в любом микрорайоне будет на что посмотреть и чему приятно удивиться, чтобы проникнуться величием Русского Севера по максимуму. Даже граффитисты стараются украшать городские улочки тематическими шедеврами, а не бестолковой мазнёй.

Культурная жизнь в Мурманске, к слову, весьма насыщенная. Свидетельством тому служат сразу три функционирующих театра и областная филармония. Иногда в городе даже фильмы и сериалы снимают, причём делают это не местные киностудии, а московские и петербургские. Различные фестивали – ещё одна визитная карточка Северных ворот Арктики. И в высоком уровне местных литераторов мне довелось убедиться лично. Как и в том, что мурманские журналисты утрут нос многим коллегам из мегаполисов.
Любителям спорта тоже есть чем себя побаловать. Футбольный и хоккейный стадионы, ледовый дворец, плавательный бассейн – далеко не полный перечень мест, которые можно навестить для поддержания физической формы или выплеска болельщицких эмоций. С недавних пор Мурманск представлен даже в Национальной молодёжной хоккейной лиге, где выступает ХК «Арктика». Но вне конкуренции у местной публики – «Мурман», противостоящий известнейшим грандам чемпионата страны по хоккею с мячом.

А ещё в городе можно: прокатиться на самом северном в мире троллейбусе; удивиться тому, что высочайшим зданием заполярной столицы является всего лишь 18-этажный бизнес-центр «Арктика»; полюбоваться, если повезёт, мистическим северным сиянием. Наконец, волей или неволей познакомишься с чайками – крупными и наглыми. Не сказать, что они совсем уж не боятся людей, но вполне могут примоститься прямо на подоконнике, пялясь на человека по ту сторону рамы, стайками снуют по помойкам вблизи жилых многоэтажек, обследуя мусорные контейнеры на наличие чего-нибудь съестного и почти не реагируя на мимо проходящих двуногих, а также часто и громко кричат. Их крики вкупе со специфическим гулом, периодически доносящимся из торгового порта, создают в Мурманске особую атмосферу. И привыкаешь к ней довольно быстро, впоследствии уже переставая воспринимать как внешний раздражитель.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать