Хлопок дверью напоследок

личное

Уже второй месяц не состоя в штате дивногорского Дома детского творчества – в связи с переездом в Ленинградскую область, умудрился-таки громко хлопнуть дверью напоследок. В хорошем смысле этих слов. Так, в Красноярске подвели итоги самого значимого регионального фестиваля в сфере дополнительного образования – «Таланты без границ». Фестиваль этот, к слову, прошёл в десятый раз. Для меня же он стал вторым в моей пока ещё непродолжительной педагогической карьере. Дивногорск по итогам учебного года завоевал шесть призовых дипломов, три из которых получат мои ученики. Более того, в 2020-м представителям города гидростроителей вручили пять дипломов, и четыре из них тоже были с упоминанием моей фамилии. Арифметика личных заслуг в фестивале «Таланты без границ» проста: семь призовых мест из одиннадцати, полученных дивногорцами (ещё две награды заслужил хореографический ансамбль «Огонёк», по одной – мастерская ДПИ «Рукодельники» и студия моды «Чародейка»). Думаю, моя совесть, слишком часто и не всегда по делу сомневающаяся, вполне может считать себя чистой. А коллектив дивногорского ДДТ не помянет бывшего сотрудника ни лихом, ни лохом.

Немного о лауреатах фестиваля, подготовленных мною. В номинации «Медиажурналистика» второе место среди участников 10-13 лет занял Лев Русаленко. Жюри высоко оценило его эссе «Победа будет за нами?», посвящённое Великой Отечественной войне и оценке готовности современного поколения встать на защиту своей Родины, заслуженно опубликованное во всероссийской газете «Пионерская правда». Русаленко, кстати, мог и не написать упомянутый текст. Просто потому, что изначально я поручил это задание однокласснику Льва, имевшему на руках пресс-карту «Пионерки». Причём тему для будущего материала обозначила замредактора газеты, а не я. Однако процесс дистанционного обучения в который уже раз дал о себе знать. Дети, не контролируемые родителями, массово отлынивали от работы, предпочитая поторчать в телефоне или погулять, чего не наблюдалось при занятиях, так сказать, вживую. Как следствие, многие, кого я считал самыми трудолюбивыми и целеустремлёнными, внезапно куда-то испарились, намереваясь отсидеться и вернуться на занятия по окончании своеобразного карантина. Кто-то просто игнорировал мои сообщения, кто-то и вовсе внёс «докучливого» педагога в чёрный список (вот что чрезмерная свобода делает с людьми, пускай даже маленькими). Продолжили работу считанные единицы. И большинство из них – не по собственной воле, а благодаря родителям, которым было не наплевать.
В частности, Лев Русаленко, к тому времени уже переставший посещать мои занятия (просто потому, что я попросил его отредактировать авторский рассказ, детально указав на основные недочёты, которые в будущем помешают ему победить в творческих конкурсах и уж тем более увидеть свой текст в книгах или газетах), всё-таки согласился попробовать свои силы в написании эссе, узнав, что работу могут опубликовать в «Пионерской правде», корреспондентом которой четвероклассник буквально мечтал стать годом ранее. Результат – глубокие мысли, логичный и содержательный текст, публикация в «Пионерке», а дополнительные бонусы – победа в международном конкурсе детских и молодёжных СМИ «ЮнГа+» и второе место в краевом творческом фестивале «Таланты без границ».
Всего этого, повторюсь, могло бы и не быть, махни я рукой на быстро сдавшегося парня, которого в семье никто ни к чему не принуждает. Дескать, не хочешь (лень, сложно, скучно или ещё что – без разницы) – ну и не делай. К сожалению, именно так и формируется бесхарактерность, из-за чего даже взрослый человек бросает любое дело при первой же сложности. Ни в коем случае не намекаю на то, что нужно кого-то насильно заставлять и уж тем более угрожать. Необходимо просто объяснить ребёнку обязательность, неотвратимость обучения чему угодно. Ведь когда мы появляемся на свет, то даже сидеть, ходить, говорить не умеем, и откуда же тогда берётся уверенность в том, что мы способны без тренировок, репетиций, проб и ошибок начать превосходно танцевать, петь, рисовать, сочинять, мастерить? Дальше следует действовать по принципу «а давай вместе попробуем повторить / исправить / улучшить». Это и будет любовь к своему ребёнку – в отличие от слепой похвалы или целования в попку по поводу и без повода. А уж отмахиваться, дескать, никто тебя не заставляет, если не хочешь, то не делай, – самая настоящая трусость и бессилие, оставление ещё не познавшего жизнь человечка наедине с многочисленными проблемами, решать которые он сам не в силах. Так, при отсутствии родительского контроля, растёт не счастливая и свободная личность, а слабая, которая впоследствии если даже и закалится, то лишь при помощи постоянной вражды и ненависти. То есть вопреки, а не благодаря.
Вернёмся к итогам фестиваля «Таланты без границ». На третьей строчке рейтинга в номинации «Литературное творчество» среди детей 10-13 лет обосновалась Дарья Послед. Очень талантливая девчонка, подающая огромные надежды не только в прозе, но и в актёрской деятельности. «Самостоятельный» процесс обучения едва не сгубил и её тоже. Благо мать поспособствовала «дружеским нагоняем», и дочь периодически выходила на связь, не потерявшись окончательно – вслед за одноклассниками, которых дистанционка просто выкосила.
В течение двух предыдущих лет Даша занимала много призовых мест в различных конкурсах, но всякий раз за свои актёрские и – частично – сценарные работы. В прозе же ей никак не удавалось разжиться хотя бы одним дипломом. Главная причина банальна: количество текстов огромное, а качество низкое, и при этом работать над улучшением формы и содержания юной писательнице совершенно не хотелось. Типичная детская ошибка: мы написали идеальный текст – чего вы до нас докопались!
Третий год обучения в творческой студии «Дивное кино» стал для Дарьи Послед ключевым. Она наконец-то стала прислушиваться к советам и хотя бы частично исправляла свои тексты, уже не рассчитывая на то, что я сам сделаю из горькой пилюли сладкую конфетку. Благодаря этому в марте Даша победила в международном литературном конкурсе «Мгинские мосты» с рассказом про каратистку «Крик чайки». А на одном из первых после окончания дистанционки занятий удивила меня необычной историей «Скрытая жизнь насекомых». Причём посвятила тексту почти три часа, не отвлекаясь на веселившихся сверстников. Этот рассказ и занял третье место в фестивале «Таланты без границ», чему я безгранично рад.
Не менее счастлив и оттого, что первое место – единственное для Дивногорска по итогам 2021 года – в номинации «Литературное творчество» заняла Виктория Щебланина, ставшая лучшей среди писателей Красноярского края в возрасте 14-18 лет. Очень воспитанная, скромная и начитанная девчонка, часто приходившая на занятия с книжками. Её тексты всегда отличались оригинальностью сюжета и неплохим словарным запасом. Ко всему прочему, мать Вики была одной из немногих, кто понимал значимость дистанционного процесса обучения. Благодаря этому её ребёнок не потерялся. И наконец-то, после нескольких конкурсных неудач (хотя было и призовое место в тех же «Мгинских мостах» в 2020-м), смогла победить. Успех Виктории Щебланиной принесла сказка «Под маской зла», в которой рассказывается история якобы бездушного царя, ставшего в детстве жертвой собственного отца и смягчившегося лишь после встречи с милосердным юношей, пришедшим на помощь захворавшему монарху. Вряд ли ошибусь, если скажу, что из числа детей, которым прежде не доводилось занимать высочайших мест, именно Виктория Щебланина в большей степени заслужила столь значимый диплом. Я сильно этого хотел и думал, что не дождусь. Но справедливость восторжествовала!
Итак, громкий хлопок дверью сделан. Отныне – новая жизнь. В другом регионе и с другими людьми. Но, безусловно, буду надеяться, что мои уже бывшие ученики продолжат начатое. А как и где – опять же вспомним о родителях. Те, кому не наплевать, найдут способ поддержать таланты своих детей и развить их. Такое возможно даже в домашних условиях. Заявляю об этом со стопроцентной уверенностью, опираясь на собственный опыт. Ведь меня-то почти никто не учил. Тепличный овощ. Удобренный книжками, словарями, атласами. Просто дикое стремление было. Настолько высокое, что никакие улицы не могли переманить. А этого более чем достаточно для того, чтобы добиться результата. Если же стремления нет, тогда – родители в помощь!

На фото (слева направо): Лев Русаленко, Дарья Послед, Виктория Щебланина.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать