«На бойком месте» Ирины Пахомовой

театр

Красиво. Красно. Страстно. И абсолютно не напрасно. Такова краткая характеристика двухчасовой комедии, которую в столичном «Театре Терезы Дуровой» поставила режиссёр Ирина Пахомова. Выбрав свою любимую пьесу из творчества Александра Островского, она приятно удивила далеко не одну тысячу зрителей. Удивила не содержанием, а формой. Премьера спектакля состоялась в конце весны 2021-го, и по сей день «На бойком месте» имеет заслуженный успех у искушённой публики.

Два ключевых фактора – музыкально-хореографический и цветовой. На сцене неоднократно происходят массовые переоблачения, сопровождаемые бойкими, под стать названию постановки, барабанными ритмами. Дополнительную изюминку этому процессу придают передвижные декорации, напоминающие сложный гибрид угловатых ширм, карточного домика и шкафа-купе. Присутствуют также народные песни (их автор – Сергей Старостин) и пляски, в большинстве случаев юмористически обыгранные и утопающие в волшебных звуках аккордеона.
Цветовая гамма спектакля в основном тёмно-красная. Это относится к костюмам, ковру, вину и общему, так сказать, настроению. А с какими ещё красками могут ассоциироваться дела сердечные да мошеннические, грозящие обернуться кровопролитием? Разве что игры теней нет. Но есть игра рук, ног и даже животов, причём в тени. И суматошные сценки столь необычной «геометрии» дополнительно влияют на доминирование комедийного над трагедийным.
В актёрской игре тоже немало оригинального. Взять хотя бы неистовую игру в любовь с поцелуями до потери сознания и, как следствие, падение Павлина Ипполитовича поленом со сцены. К слову, именно его гордыня вместе с гордостью Аннушки приводят к затянувшемуся противостоянию двух любящих сердец. И клином между ними врубается совершенно беспринципная в своём приспособленчестве хищница, довольно метко охарактеризованная азартным мужем-рогоносцем: «Она вороватее».
Играет её Наталья Самсонова. В спектакле о дорогих гостях, существующих лишь для того, что выжимать из них максимум средств, она воплощает образ предприимчивой, вёрткой и, безусловно, обворожительной русской женщины, которая нигде не пропадёт. К таким тянет как магнитом – даже несмотря на предчувствие беды. Кому веришь столь же беспрекословно, так это Павлу Мальцеву в роли ямщика Раззорённого и Сергею Батову в роли Пыжикова. Оба предстают будто бы всамделишными блаженными чудиками, а потому достойны сострадания – как персонажи, разумеется. Хороши и Владимир Седлецкий с Павлом Никитченко, но их герои всё же менее колоритны. Если, конечно, вообще уместно употреблять такое слово, детально разбирая блистательную постановку с воистину русским колоритом и фолковым наполнением.

Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.

Оцените статью
Комментировать