«Правда – хорошо, а счастье лучше» Юрия Лабецкого

театр

В Киришах прошёл второй по счёту межрегиональный форум-фестиваль «Область театра», в нынешнем году посвящённый 200-летию со дня рождения великого драматурга Александра Островского. И все пять спектаклей, вошедших в вечернюю программу мероприятия, были поставлены по пьесам отечественного классика. Выборгский театр драмы и кукол «Святая крепость» приятно удивил комедией «Правда – хорошо, а счастье лучше», чей рецепт состоял из двух мешков донельзя воздушных яблок и условной пары килограммов дурашливости, замешанных на гротеске, приправленных буквально щепоткой низкокалорийной и абсолютно безвредной пошлятинки, ещё и с облачением в разноцветную упаковку в виде костюмов, дабы повысить годность.

Впрочем, начинается спектакль Юрия Лабецкого с одних лишь банальных кривляний. И в столь важные минуты люди, сидящие в зрительном зале, наверняка успевают мысленно охарактеризовать увиденное как провинциальную любительскую постановку, а потому немудрено махнуть рукой на этот театрализованный цирк и покинуть ещё не насиженное толком место, особенно если за него не заплачено из собственного кармана. Благо терпеливые и, не побоюсь этого слова, воспитанные зрители получают-таки вознаграждение и, уже провожая артистов аплодисментами, вряд ли вспоминают о смазанном начале, когда только ленивый на сцене не переигрывал.
В отличие от костюмов, представленных в широком диапазоне от вычурной роскоши до посредственного тряпья, декорации по большей части однотипны. Правда, они постоянно переезжают – то с арьерсцены на авансцену, то обратно, то вообще прямиком к кулисам, да всё это под незатейливую музыку, да с забавными (вот уж где дурашливость в тему) танцульками. Не приедаются, в общем. Потому-то и рецепт в целом не портят.
А кто в доме главный по рецептурным делишкам? Однозначно – многоопытная хозяюшка, большими деньгами не избалованная и спинушку гнуть давно уж как привыкшая. В пьесе Островского эта роль отведена старой няне капризной Поликсены – Фелицате. Играющая её Ольга Бубнова потрясает актёрским мастерством, затмевая оным всех остальных. Как следствие, хлопают чаще всего именно ей, а не, допустим, исполнителю главной роли Максиму Гладкову или Светлане Баевой, предстающей в образе возлюбленной Платона Зыбкина. Хотя типажи почти у всех превосходные, будь то правдолюбец, кокетка или же трио подхалимов. И даже нарочитая нескладность харизматичного Волли Хаммера более чем уместна в деле изображения купца, превратившегося в никчёмного маменькина сынка, который пропивает не только семейное имущество, но и собственные мозги.
Этого «добра» – демонстрации неистребимых пороков общества – навалом как в упомянутой пьесе, так и в спектакле выборгского театра. Однако без любви к искусству напротив сцены не усядешься. А в беспощадном социуме без неё, любви пылкой и искренней, и подавно не выживешь, если ценишь правду выше, чем счастье.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать