«Женитьба» Владимира Туманова

театр

Почти трёхчасовой спектакль «Театра на Васильевском», входивший в культурную программу первого регионального форума-фестиваля «Область театра», погружает зрителей в гоголевскую эпоху и дарит им превосходное настроение. Гротескные образы добавляют пущей весёлости и без того забавному сюжету комедии. Следует упомянуть и музыкальное сопровождение: оно по большей части однотипное, но персонажи периодически блаженно дёргаются в такт незамысловатой мелодии, из-за чего публике крайне тяжело не сбиться на хохот. Своеобразный сценографический ход с окружённым зеркалами закутком тоже удачен. Благодаря всему перечисленному форма в постановке Владимира Туманова если не господствует над содержанием, то уж точно ему не уступает. Во всяком случае, после просмотра спектакля гораздо чаще вспоминаешь не то, о чём он вообще был, а то, насколько оригинально его преподнесли.

«Женитьба», к слову, совсем не о свадебном застолье и взаимной влюблённости. Ничего этого в пьесе нет. Зато присутствуют как холодный расчёт, так и надежды на случайное везение, не говоря уже о роковом неверии в саму возможность стать счастливым, что медленно, но верно разрушает изнутри главного героя – надворного советника Ивана Кузьмича Подколёсина в исполнении Михаила Николаева. Обнаруживая тесную связь финала с первыми минутами постановки, понимаешь, что без мистики не обошлось. Как, впрочем, и подобает всему творчеству Николая Гоголя.
А ещё на подмостках много свободного пространства, и артистам есть где развернуться для демонстрации своих талантов. Эмоции так и хлещут, так и брызжут. Распутство борется с закомплексованностью, самоуверенность – с трусостью, хитрость – с глупостью.
Превосходен Арсений Мыцык в роли развратного и беспринципного морячка, обожающего трепаться не умолкая и квасить не просыхая. Екатерина Зорина и Анна Захарова как инженю милы и бесподобны в образах хохотушек Агафьи Тихоновны и Дуняшки соответственно. Типажный Сергей Лысов, играющий престарелого экзекутора Яичницу, по-хорошему отвратителен в стойкой убеждённости, дескать, какой-никакой статус важнее возраста, и молоденькие сами должны набиваться к нему, кряхтящему и опирающемуся на палку, в жёны. А в условном противостоянии персонажей Андрея Горбачёва и Татьяны Калашниковой, пытающихся сосватать, так сказать, чёрное и белое, и вовсе любые средства хороши для достижения цели. И это лишь часть калейдоскопа многогранных образов, воплощённых опытнейшими артистами петербургского «Театра на Васильевском», способных превратить трагическое в воздушное и очень легко воспринимаемое, а нечто с виду банальное в богатую пищу для размышлений.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать