Оригинальный пушкинский текст на фоне треша, угара и хаоса, господствующих на сцене старейшего драматического театра Петербурга и страны. Вот что ждёт посетителей Александринки, которые для вылазки в свет выберут спектакль «Руслан и Людмила» в постановке Антона Оконешникова. Проект, ко всему прочему, мультимедийный. И многое в нём вверх тормашками. Относится это не только к квазибылинным героям, коих периодически снимает скрытая под сводами зала камера, но и к сюжету поэмы, из-за чего голова неопытного зрителя легко может закружиться – даже без библиотечной свистопляски в сказочном зачине спектакля.
Чудаковатая внешность персонажей, будь то их гротескные костюмы или вызывающий грим, ещё сильнее отвлекает от текста, звучащего как бы мимоходом, под стать включённому радио. Вслушиваться в него тем паче перестаёшь, когда тебя потчуют порциями стимпанка или наповал сражают появляющимися на сцене «Жигулями», за которыми вдогонку бросается Руслан на нарочито нелепой конструкции, имитирующей коня.
Навострить слух вынуждает Иван Трус в роли вещего старца Финна. Неспроста при его выходе на поклон в Александринском театре публика буквально взрывается аплодисментами. Воистину феноменальная работа – и самого артиста, и всей команды художников. Что касается большинства других персонажей, то они абсурдны и быстро забываемы. К числу второстепенных, как ни странно, легко отнести и Руслана с Людмилой в исполнении Виктора Шуралёва и Анны Блиновой: он – добрый и смелый, но откровенно нескладный; она – вздорная, эмоциональная, а в дальнейшем вообще с катушек съезжающая, дорываясь до шапки-невидимки.
Кто из непосредственных участников театрального действа безоговорочно выделяется, не имея, к слову, литературных прообразов, так это люди, бегающие прямо по сцене с различной техникой в руках, включая видеокамеру (картинка сразу транслируется на экране), катающие туда-сюда старенький «жигулёнок» и библиотечные полки с книгами, тем самым создавая эффект погружения в историю, и даже конский хвост успевающие подменять. Эдакий балаган XXI века. Правда, прекратить его почти никто не требует. Дети и вовсе в восторге. А познакомиться с творчеством Александра Пушкина хотя бы на современный лад, пожалуй, лучше, чем принципиально обходить стороной «наше всё», придумывая для того массу причин.
Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.