Всем известная сказка Шарля Перро о девочке, которая несла пирожки своей бабушке и повстречалась с лесным хищником, заиграла новыми красками на сцене Театра русского мюзикла «Алеко» в Санкт-Петербурге. Заявленный жанр – детский хоррор. И дошкольникам действительно страшновато, отчего они не могут усидеть в креслах и неустанно пытаются помочь зазевавшейся Красной Шапочке, всякий раз предупреждая её о приближающейся опасности. Вполне по-дружески, следует заметить. Ведь и сам спектакль посвящён дружбе. А без неё зачастую невозможно выбраться из пучины бед, как бы там ни храбрились отдельно взятые злодеи.
Для детей «Сказка о Красной Шапочке» в постановке Дениса Замиралова служит ещё и своего рода экскурсом в школьную программу – длиною чуть более часа, если учитывать антракт, безоговорочно необходимый маленьким непоседам. За это время неопытный зритель успевает окунуться в физику – с её законами инерции и всемирного тяготения; в химию – посредством невероятно дымных кухонных опытов бабушки; в биологию – благодаря мини-лекции волка об основных органах чувств; в математику – беря в расчёт конкретное количество ударов в дверь, необходимых старушке для понимания, что в гости пришла именно Красная Шапочка.
Весёлых сценок в спектакле тоже предостаточно. Правда, хохочут в основном взрослые. Для них-то ни малейшего намёка на хоррор не возникает. Лишь звуки, внезапно нарушающие тишину, могут разок-другой испугать, но это, простите, детский лепет в сравнении со среднестатистическими ужастиками. Папы и мамы куда чаще подмечают детали комедийные, такие как предстающие в виде оружия громадные морковки в руках зайчиков-симпатяг, изображаемых Валерией Кулешовой и Екатериной Ширшковой, приставучие пчёлы в исполнении всё той же парочки артисток, или медвежья лапа с длиннющими когтями, которыми лениво шевелит «беременный» персонаж Дениса Охрименко. А уж Мария Малютина в образе гиперактивной бабули – вообще отпад!
Халтуры в постановке нет. Ни в декорациях, ибо сказочный лес весьма живописен, ни в костюмах, отлично гармонирующих друг с другом, ни в гриме, что придаёт дополнительные оттенки изображаемым эмоциям, ни в собственно актёрской игре, наполненной искренней любовью к доверчивому юному зрителю. Если это и впрямь хоррор, то чересчур мягкий. Как многочисленные игрушки, используемые в «Сказке о Красной Шапочке» не только в качестве реквизита, но и дополнительного умиления ради.
Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.