«Странная миссис Сэвидж» Александра Кузина

театр

Спектакль областного драмтеатра «На Литейном» наполнен добром, хотя отрицательных персонажей в постановке очень много. Однако зло на сцене какое-то жалкое, бестолковое, с одной извилиной, и кроме как посмеяться над ним, причём тоже по-доброму, ничего больше не придумаешь. Даже персонажи, помещённые в дурдом, не настолько сумасшедшие (а то и вовсе адекватные полностью), как те, кто их туда сплавил. И ни о какой гиперболизации образов не заикнёшься, вспомнив реальный мир, в котором живёшь. Ведь люди при деньгах и власти зачастую избавляются от ненужных «тел» аналогичным образом или даже более жестоко и беспощадно, лишь бы только сохранить свой пост, своё богатство, свою чистёхонькую биографию (чистёхонькую – потому что о «залежах грязи» никто ещё не успел растрепать везде и всюду).

Миссис Сэвидж в исполнении народной артистки России Татьяны Ткач – это не только добрая, спокойная и женственная натура. Главная героиня спектакля, поставленного Александром Кузиным по одноимённой комедийной пьесе американца Джона Патрика, мудра и не по годам хладнокровна, благодаря чему водит за нос всех, кто её окружает. Причём делает это без малейшего намёка на месть, неприязнь, брезгливость. Просто её детишки, свихнувшиеся на лёгких деньгах, заслужили публичной порки; новые друзья миссис Сэвидж по необычной лечебнице, напротив, не заслужили дополнительных неприятностей (меньше знаешь – крепче спишь, а в случае с «психами» – дольше живёшь); наконец, зрители, почти полтора часа ломающие голову над парочкой важных вопросов, получают подарок в виде неожиданного сюжетного поворота. Но куда более удивительна концовка: она открыта (едва ли не нараспашку), а это весьма редкое явление для классического театра (в отличие от кино, особенно – сериалов).
В плане декораций спектакль «Странная миссис Сэвидж» не шибко беден, но и не сказочно богат. Обстановка на сцене – в плане наглядности – почти не меняется, но глазу всегда есть на что упасть. А вот костюмы периодически обновляются, и мало кто из артистов маячит в одном и том же от начала до конца. К слову, экстравагантный внешний вид и поведение Лили-Белл, приёмной дочери миссис Сэвидж, запоминается особенно. И в этом, бесспорно, есть заслуга Марии Овсянниковой, служащей в театре «На Литейном» уже более 20 лет.
Нельзя не отметить и то, что первой исполнительницей роли миссис Сэвидж в стране (тогда ещё союзном государстве) была Фаина Раневская. Она играла вдову миллионера в Театре имени Моссовета со второй половины 1960-х. Для поклонников народной артистки СССР это дополнительный повод посетить театр «На Литейном» в Санкт-Петербурге. Чтобы хоть мысленно представить себе, как Фаина Георгиевна смотрелась бы на сцене в подобной обстановке.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать