Такого рода фильм с участием моего любимого актёра в роли самого себя уже давно напрашивался, учитывая ужасающее количество никчёмных проектов, в коих Николас Кейдж рискнул засветиться в текущем веке. Название для американской кинокартины, впервые продемонстрированной в 2022 году, подобрали максимально подходящее. Правда, это не документалка, а художественная вещь. Причём с комедийной, детективной, криминальной и – совсем чуточку – мелодраматической начинкой. А главное, что Кейдж сыграл максимально превосходно, из-за чего концовка фильма Тома Гормикэна вынуждает зрителя призадуматься: действительно ли оскароносный актёр вернулся в ряды лучших или всё-таки никуда оттуда не уходил, несмотря на нескончаемый поток критики.
В этом смысле «Невыносимая тяжесть огромного таланта» – красивая и тонкая насмешка как над стариной Ником, разрывающимся между халтурой и искусством (душа творца требует чего-то гениального, но надо содержать жену и дочь, а не ждать у беспокойного моря распрекрасной погодки), так и над теми, кто посмел в нём усомниться. Борясь с собственными демонами, Кейдж едва не теряет самых близких ему людей, однако ими же и вдохновляется на очередной успех. Заодно актёр осознаёт истинную ценность семьи и её интересов, которые зачастую сильно разнятся с его собственными.
По ходу картины возникает немало флешбэков, позволяющих вспомнить яркие детали головокружительной карьеры искромётного племянника Фрэнсиса Форда Копполы. И когда видишь в титрах фамилию главного героя напротив пункта «продюсеры», то понимаешь, во что и зачем Кейдж вкладывался. Он и впрямь не уходил, чёрт возьми! Посмотрите хотя бы «Ренфилда» (2023 г.), где Николас предстаёт в неповторимом образе Дракулы. И если окажетесь разочарованы, то смело пейте мою кровь.
Возвращаясь к «Невыносимой тяжести огромного таланта», отмечу и Педро Паскаля в роли Хави – слегка пришибленного миллионера из Майорки, который готов отслюнить любимому актёру кругленькую сумму только за то, чтобы хоть немного побыть в компании своего кумира. И с истинной натурой Хави, к слову, всё куда сложнее и непонятнее, чем с самим Ником. Зато яркие и жаркие виды с сопутствующими костюмами не просто украсили картину, но и смягчили действие, напичканное похищениями, побегами, угрозами и загадками, главная из которых, как уже было сказано, напрямую связана с реноме Кейджа.
Насколько он крут (как тогда, так и сейчас) – решать зрителю. Меж тем второстепенные персонажи донельзя оригинального фильма свой железный вердикт вынесли. И я – тоже. Николас Кейдж был и останется на недостижимой для многих высоте! Просто потому, что его лучшие роли не выкинешь из памяти. А любить исключительно здесь и сейчас, закрыв глаза на всё былое, вполне реально, но несправедливо.
Степан РАТНИКОВ.