«Повозка в Вену»: от ненависти до любви

кино

Старенькое (1966 г.), чёрно-белое, почти двухчасовое чехословацкое кино без явных признаков хотя бы маломальской динамики. Всё это время молодая вдова везёт на своей повозке двух гитлеровцев в приказанном ей направлении. Сплошной лес и крупные планы героев. Скукота? Не угадали. Фильм Карела Кахини ничуть не усыпляет – психологизма выше крыши.

Для Ивы Янжуровой это была одна из первых ролей в карьере. Актриса, зарабатывающая на киносъёмках и по сей день, удачно вжилась в образ Кристы. Её покорное молчание и набожность в сочетании с большой силой духа вполне сравнимы с бомбой замедленного действия. Однако, несмотря на то что молодой солдат, которого сыграл Яромир Ганзлик, даже с оружием абсолютно безобиден, у Кристы рука не поднимается расправиться ни с ним, ни с его раненым товарищем (ведь именно их сослуживцы отправили её мужа на тот свет), хотя возможности для этого были.
Казнить нельзя помиловать – что выберет каждая из сторон? Отомстит ли вдова? Самоутвердится ли вояка-хлюпик? Жалко ли ему ни в чём не повинную женщину? А она долго ещё будет его жалеть, километр за километром незаметно избавляясь от оружия – то от пистолета, то от штыка? Собственно говоря, на этом и зиждется интрига картины. Лишь ближе к концовке сюжетная линия становится предсказуемой, но вместе с тем – парадокс! – ещё более драматичной. А это уже, надо полагать, мастерство режиссёра.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать