«Пять процентов»: овчинка выделки не стоит

кино

Комедия «Пять процентов», впервые продемонстрированная широким массам в начале ноября 2023 года, не лишена как романтического оттенка, так и криминального. Её можно окрестить современной версией, но не пародией и не стилизацией, советского фильма про стариков-разбойников. Коим – в самом хорошем смысле – является и опытнейший режиссёр Дмитрий Светозаров, вновь сработавший в лучших традициях отечественного кинематографа. Даже без звёздного актёрского состава эта история, снятая в тёплых тонах и изобилующая неспешностью, выглядела бы душевной и беззлобной. Однако присутствие в кадре Юрия Стоянова, Виктора Сухорукова и Юрия Ицкова исключает нейтральный статус «можно поглядеть», заслуженно перенося картину в категорию «обязательно к просмотру».

Режиссёрская работа, повторюсь, безупречна. Но зрители редко замечают подобные вещи и ещё реже о них вспоминают. Зато игру Юрия Стоянова сложно недооценить и уж тем более быстро забыть. В ней нет ни единого лишнего движения или, скажем, моргания. Это тот случай, когда даже затянутые и безмолвные сцены смотришь с огромным удовольствием, не помышляя об условной перемотке. Всё максимально правдоподобно. И вместе с тем смешно. Смешно от реальной неуклюжести, глупости, трусости и много чего другого.
При этом в «Пяти процентах» есть и полноценные шутки, причём удачные. Одна только сцена с визитом Крохина-Нахимсона в гости к Ферапонтову чего стоит. Облизанный палец после сооружения «дружеского» стопарика, якобы отравленные огурцы и сеанс совместной прочистки организмов («Вот суки! Уже и спирт бодяжат!») – веселуха неописуемая. А хлеб с маслом – подсолнечным?.. А брюки с ремнём да на подтяжках?.. А условная жертва, вывезенная гангстерами на кладбище и прямо там же над ними измывающаяся?.. В общем, надо смотреть. Самим. Обязательно.
Если о сюжете, то там всё построено на жадности. Скульптор Николай Фомич Ферапонтов, уже давно не купающийся в лучах славы, решает тряхнуть стариной. Далеко не впервые в жизни приврав, он заявляет о своём ранее скрываемом таланте, чтоб заодно обогатиться. С виду божий одуванчик, а по факту чёртов нарцисс. Только сорвать его, почти как краснокнижный экземпляр, готовы все кому не лень. Даже внучка Ферапонтова – рассудительная Дуня (Анастасия Филиппова) – делает вид, будто жалеет деда, а по факту жалит его больнее, чем чужаки.
К чему приведёт делёжка ещё не испечённого пирога – догадаться несложно. Несмотря на это «Пять процентов» менее привлекательными для просмотра не становятся. В отличие от пяти процентов, которые теоретически остаются самому скульптору от предполагаемого навара за продажу плагиата. Так что овчинка выделки не стоит. Как бы самому овцой не прослыть. И ранее выделенные квадратные метры не потерять. А вместе с ними – собственную жизнь, по истечении которой можно оказаться всеми забытым. Ещё и без памятника. Себе. Опозорившемуся.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать