«Тетрис»: предвестник падения железного занавеса

кино

Американо-британская кинокартина Джона Бейрда «Тетрис», основанная на реальных событиях, преподносится многими экспертами как история незамысловатой, но увлекательной видеоигры, якобы поспособствовавшей падению железного занавеса. Соответствующие мотивы и детали, бесспорно, присутствуют в двухчасовом фильме, причём в достатке. Хотя верить ли всему увиденному, учитывая национальную принадлежность кинокомпаний, участвовавших в процессе создания, – тот ещё вопрос. Но эта история также и о жизни американского (с голландско-индонезийскими корнями) предпринимателя Хенка Роджерса, который, ведомый идеей купить права на «Тетрис», распространить его по всему миру и заработать на этом состояние, предварительно поставил на кон буквально всё, включая благополучие семьи и даже собственную жизнь.

Тэрон Эджертон, ранее покоривший меня своей игрой в фильме «Эдди «Орёл», не менее восхитителен и в роли Роджерса – неутомимого, хладнокровного, дальновидного, настойчивого, хоть и слабоватого физически. Его персонаж помогает зрителю ответить на ряд насущных (и наверняка беспокоящих почти каждого) вопросов, связанных с семейными ценностями, личностным ростом, коммуникабельностью и не только. Вместе с тем фильм кишит и другими колоритными фигурами, раскрывающими такие понятия, как покорность, преданность, хитрость, чванливость, жадность и так далее.
Одна из ключевых составляющих сюжета – маниакальное желание отдельных штатских, этаких крысёнышей, нажиться на предстоявшем крахе Советского Союза. И тут к британцам и американцам как инициаторам создания фильма не может быть никаких вопросов (дескать, попытались смешать русских со всем известной неоднородной массой), ибо ушлые и эгоистичные хитрецы существовали во все времена и везде.
Кстати, немало ролей в «Тетрисе» (2023 г.) досталось и нашим – отечественным – актёрам. В большей степени запоминаются Софья Лебедева в роли «вынужденно двуличной» переводчицы Саши, Олег Штефанко в роли гендиректора ELORG Николая Беликова, а также Никита Ефремов, сыгравший советского программиста Алексея Пажитнова, чья непростая судьба вполне тянула на отдельную историю (не менее показательную и драматичную), но всё же осталась в тени, отбрасываемой Хенком Роджерсом. Что касается образа Михаила Горбачёва, ненадолго появляющегося в фильме, то президент страны, с превеликим трудом балакающий по-русски (чего ещё ждать от американского актёра Мэттью Марша?), выглядит, конечно, крайне нелепо.
Отдельного упоминания достоин монтаж картины. Говорю о своеобразном сочетании отснятого материала и восьмибитной графики, позволяющей максимально глубоко проникнуться атмосферой тех времён и поностальгировать об игре, с которой связано детство едва ли не каждого человека, рождённого в 1980-1990-х. И если вы один из них, то обязательно смотрите «Тетрис» и не забудьте мысленно поблагодарить Алексея Пажитнова за те счастливые минутки, часы, денёчки, которые проводили на стыке веков за игровыми приставками и карманными персональными компьютерами.

Степан РАТНИКОВ.

Какой оценки по степени увлекательности достойна игра Тетрис?
5. Просто огонь!
33.33%
4. Очень интересно, но есть кое-какие недостатки
33.33%
3. Вроде бы ничего так, но на разок и не больше
33.33%
2. Тоска смертная, если честно
0%
1. Вообще ни о чём, аж бесит!
0%
Не поверите, но мне не доводилось играть в Тетрис
0%

Оцените статью
Комментировать