«Сын»: заморозить и оттаять

кино

Сразу и не скажешь, чего в иранском фильме «Сын» (2021 г.) больше – комедийного или драматического. Мать-пенсионерка настолько печётся о своём взрослом ребёнке, что он и шагу ступить самостоятельно не способен, боясь внешнего мира как огня, хотя по возрасту и сам бы уже мог быть дедушкой. По словам режиссёра Нушин Мераджи, она сделала образ главного героя – сорокалетнего Фарида – собирательным. Не намёк ли это на то, что в последнее время развелось многовато бесхарактерных и безынициативных мамкиных сынков, которые с куда большей вероятностью сообщат своим заботливым родительницам о том, что сходили покакать, нежели принесут в дом копейку или хотя бы посуду за собой помоют?

Сохейл Ганадан, сыгравший главную роль, как будто и не актёр вовсе, а реальный тюфячок, попавший в объектив скрытой камеры. Настолько он убедителен в своей мягкотелости, беспечности и вместе с тем безобидности. Запихать скончавшуюся мать в холодильник – это показатель как привязанности к родительнице, так и абсолютной неподготовленности к жизни в обществе. Куда и кому звонить, что говорить, откуда брать деньги – эти и другие вопросы не оставляют Фариду иного выбора, кроме как спрятать голову в панцирь, предварительно сделав то же самое и с телом родного человека.
Глупость глупостью, но бестолковый бедолага всё же умеет любить. По-своему. Необъяснимо. Через одно место. Однако – умеет. Правда, куда больше нуждается в любви со стороны. И смерть матери – это веский повод наконец-то выйти на улицу (зритель даже выдыхает, ибо получает возможность увидеть что-то кроме квартиры), дабы отыскать себе женщину. Хотя бы на одну ночь. Только не ради плотских утех, а для того, чтобы кто-нибудь просто побыл рядом и заодно послушал душещипательную историю о любимом человеке, заботливо утрамбованном в холодильник.
У Фарида есть родной брат. Правда, зритель его не видит вплоть до кульминационного отрезка. И это, надо сказать, удачный сценарный ход. Поначалу всё ограничивается речами главного героя о том, какой у него плохой братец, дескать, не навещает мать, бросил её ради жены, которую в дальнейшем якобы тоже бросил. Но вскоре становится понятно, что все эти разглагольствования Фарида – лишь попытки возвыситься над родственником, идущим в ногу со временем и являющимся неотъемлемой составляющей социума, а не его жалким придатком.
Точки над «i» расставляет очная встреча братьев. Она укладывается в несколько минут – от ссоры до сближения и забвения всех личных обид. И даже открытая концовка фильма – лёгкая и забавная – не вынуждает зрителя забивать себе голову мыслями о том, что же будет с телом покойницы и где предстоит жить погрязшему в долгах Фариду.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать