«Отчуждение»: ни семьи, ни друзей, ни работы

кино

С первых же секунд картина захватывает. В прологе – романтичные места, тишина, неспешность. Однако ещё задолго до завязки, к слову, не ярко выраженной, отчётливо понимаешь: статики и молчания в турецком фильме слишком уж много, и это постепенно начинает напрягать. Замысел-то, бесспорно, отличный, и есть над чем подумать. А вот исполнение – на любителя. Таков уж артхаус. И мировые сборы в 315 тысяч баксов дополнительно характеризуют начинку «Отчуждения».

Дальние родственники Махмут и Юсуф – главные персонажи картины Нури Бильге Джейлана (режиссёра, сценариста, оператора и продюсера в одном лице) – очень одиноки. И наблюдать за их скучноватой жизнью будет интересно разве что не менее одинокому человеку. В противном случае неизбежно отчуждение в виде желания прокрутить часть сцен или вовсе завершить просмотр сомнительного кинопродукта.
Та самая деревня, с панорамного обзора которой начинается пролог, оказывается бывшим домом Юсуфа (его сыграл Эмин Топрак, для которого эта роль стала последней в весьма короткой жизни). Он сбегает оттуда в Стамбул в поисках лучшей доли, но большой город явно не ждёт с распростёртыми объятиями очередного чужака, вынужденного биться как рыба об лёд, дабы найти хоть какую-то работу и съехать от родственника, которому с каждым днём всё сильнее и сильнее надоедает. Махмут же (Музаффер Оздемир) давно добился определённого успеха в своём деле, обзавёлся просторным жильём и… погряз в стабильности, не подстёгивающей его размышлять о дне завтрашнем и стремиться к разнообразию собственных будней. Всё это и разнит двух мужчин, один из которых ещё не стал таким же, как второй, а другой уже забыл, как был похожим на первого. Сковородка накаляется до такой степени, что причиной окончательного раздора могут стать непонятно куда подевавшиеся серебряные часы или же образовавшаяся на полу горстка мусора.
«Отчуждение»: ни семьи, ни друзей, ни работыЧерез эти характеры автор «Отчуждения» (2002 г.) превосходно показал одну из типичных разновидностей бессмысленного человеческого существования. Бессмысленного настолько, что даже попытки обрести свою вторую половинку донельзя трусливы и ограничиваются жадным лицезрением со стороны. Говоря о красоте, добавлю, что в картине нашлось местечко и для многочисленных потрясающих видов, скрасивших унылость сюжета: разномастные крыши стамбульских домов, набережные, территория морского порта и т.д.
Отдельно же упомяну особо приглянувшуюся мне фразу из фильма. Так, в ходе первой беседы с Юсуфом после его прибытия в город Махмуд говорит родственнику, желающему объездить весь мир: «В конечном счёте все места будут казаться одинаковыми». На мой взгляд, подмечено верно. Рано или поздно фактор пресыщения обязательно сработает. Поэтому всего должно быть в меру, без излишеств и фанатизма.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать
  1. Очень люблю этого реж-а. Кажется все его фильмы видел, но к сожалению начал именно с отчуждения, очень серьезной работы, хотя там много тарковского например, слишком. В общем начинать надо с вещей более ранних.

    1. Степан Ратников автор

      Я в последнее время стараюсь больше по жанру или названию фильма выискивать что-то наугад, дескать, как повезёт. Упор, впрочем, на артхаус. С конкретными актёрами и режиссёрами временно завязал. Того же Кейджа, в частности, все фильмы до единого пересмотрел. Хочется чего-то нового постоянно — в поиске, так скажем. Так что не факт, что в ближайшее время выложу ещё что-то турецкое. =)