Грязи

география

Из грязи в князи – маршрут порядком устаревший. А вот из Грязей в Орёл, Волгоград, Мичуринск, Воронеж и много куда ещё – направления более чем актуальные. Город на востоке Липецкой области зародился в 1868 году. Точкой отсчёта стало строительство железнодорожной станции, ныне известной как Грязи-Воронежские. Сегодня это крупный транспортный узел. Пользуются им десятки тысяч жителей региональной столицы, а проезжающих мимо туристов и вовсе не счесть. Неудивительно, что по численности населения Грязи занимают в областном рейтинге третью позицию.

Впрочем, несмотря на статус города железнодорожников, а это подтверждает даже колоритный въездной знак, рабочих мест хватает и на десятках окрестных заводов. Возводить их начали незадолго до 2010-х. По большей части на территории Особой экономической зоны «Липецк» с её ставкой на промышленное производство. Таким образом, грязинцам есть где трудиться и есть на чём кататься по необъятной России.
Сам город разделён на две неравные части рекой Матырой, подарившей местным жителям несколько пляжей. Правобережье, относящееся к тамбовскому направлению, многоквартирными домами не изобилует. А безусловной жемчужиной окраины следует считать Церковь Николая Чудотворца, возведённую в стиле эклектики в 1905 году и расположенную между Домом культуры «Грязи» и шестой школой. На другом берегу частных подворий тоже немало. Но глаза они не мозолят, пребывая в тени сталинок, хрущёвок и совсем ещё свеженьких малоэтажных домишек. Кроме того, на левобережье находятся все железнодорожные станции города, торговые и спортивные комплексы, скверы и парки.

О последних следует поведать более подробно. Сразу два парка – имени Гагарина (с колесом обозрения) и «Доброберег» (с видовой набережной) – держат в плотных тисках монументальное здание Центра культуры, куда грязинцы приходят не только на концерты и киносеансы, но и на спортивные мероприятия. А чуть поодаль – просторная Красная площадь с фонтаном, где целый ряд административных объектов, находящихся под неусыпным надзором каменного и при этом вечно живого Владимира Ленина, примыкает к мемориальному комплексу и Аллее Героев. Не меньший интерес вызывает архитектурный памятник с почти столетней историей – Клуб железнодорожников.

Иными словами, в Грязях по сей день незабвенны и те, кто строил стальные магистрали с местными улицами, и те, кто защищал Родину от вражеских посягательств. Однако вряд ли скажешь, что город-спутник Липецка стагнирует и отказывается от очевидного развития ради сохранения ценного прошлого. Нет, там всего в меру. А для провинции – и подавно. Грязи даже неоднократно были признаны самым благоустроенным малым городом России в текущем веке. Поэтому к числу говорящих название точно не отнесёшь. Да и происхождение ойконима окутано легендами.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать