Уже при въезде в Котовск, едва миновав автомобильную переправу через реку Цну, понимаешь, что город существует благодаря ряду заводов. Они попадаются на глаза то тут, то там. Есть и ликвидированные предприятия, но пой сей день не лишённые вывесок или указателей, невольно напоминающих о прошлом. Неспроста Котовск считается промышленным спутником Тамбова, а до Великой Отечественной вообще был его посёлком, который неоднократно переименовывали.
Нынешнее название города связано не с мяукающими созданиями, а с героем гражданской войны Григорием Котовским. Вот только не совсем понятно, почему топоним не имеет фамильного окончания. В отличие от, скажем, бывшего Чембара, давно превратившегося в Белинский – благодаря литературному и театральному критику Виссариону Белинскому, выросшему в Пензенской губернии.
Бюст комбрига Котовского, кстати, установлен неподалёку от хирургического отделения горбольницы. Ещё ближе к этому объекту здравоохранения находятся три неваляшки на постаментах разной высоты. Скульптурная композиция наречена «Эволюцией» и посвящена игрушкам, которые впервые в СССР начали изготавливать как раз на здешнем пороховом заводе в конце 1950-х. Удивительно или нет, но в простонародье ассоциации Котовска с ваньками-встаньками возникают куда чаще и чётче, нежели с человеком, чья фамилия законспирирована в названии небольшого городка с численностью населения около 25 тысяч жителей.
Местная архитектура разнообразна: от эстетичных сталинских домишек до серых панельных девятиэтажек, среди которых успели втиснуть и кирпичные новостройки. А вот дворы кое-где откровенно захламлены. Стены зданий нередко изуродованы низкопробными граффити или вовсе примитивными надписями. Кому-то из котовцев приходится терпеть тесное соседство с гаражами. Надземные теплотрассы служат дополнительным уродством. Ещё и внутриквартальные дороги в пыли да ухабах. Как говорится, все «прелести» малых городов выдержаны и соблюдены.
Православных храмов в Котовске два. Причём они ни капельки не похожи друг на друга. Однако очевидной свежестью не отдают и воображение любого зеваки не поражают. Как будто намеренно вписываются в общий облик города, где многое выглядит аскетично. Да, там нет своего театра, спортивных команд, университета или хотя бы филиала вуза, зато есть уютные парки, притягательный музейный комплекс, шикарный бассейн и популярный среди молодёжи техникум – индустриальный, разумеется.
Между жилой и промышленной зонами пролегают железнодорожные пути, кое-где уже напрочь заросшие травой. Электропоезда между Котовском и Тамбовом пока ещё ходят, но лишь по парочке раз в сутки, а расписание составлено с учётом интересов работяг, мотающихся туда-сюда. Примерно в 600 метрах от станции Тамбов-2 и на аналогичном расстоянии от лакокрасочного завода находится с виду неприглядное кафе, где посчастливилось откушать вкуснейшего шашлыка, порции которого достигают громадных размеров. Отличное местечко (по крайней мере изнутри) для того, чтобы наконец-то приземлиться и с удовольствием заесть любые, отличные от положительных, эмоции, накопившиеся за время прогулки по далеко не самому современному и богатому городу с неповторимым лицом и железным духом.
Степан РАТНИКОВ.