«Позывной «Пассажир»: писатель на войне

кино

Илья Казанков снял мощнейший фильм о чудовищных кровопролитиях на Донбассе, тем самым ответив на ряд вопросов, которые наверняка гложут далёких от линии фронта людей. Общее впечатление от просмотра не портят даже такие технические и сценарные факторы, как плохонькие компьютерные спецэффекты, малоубедительное перевоплощение главного героя из писателя-мажора в бесстрашного и способного воина (из случайного пассажира в бойца с аналогичным позывным), а также локальная – к счастью, всего лишь локальная и незначительная! – победа врага в одной из сцен. Благо концовка фильма не оставляет сомнений в общем триумфе российской армии и в неизбежном уничтожении нацистского поголовья.

«Не мы эту войну начали. Но мы её закончим», – верно подмечает персонаж с позывным «Курок» (сыграл его Виталий Кищенко), который впоследствии даже при адских пытках наотрез отказался предавать Родину. Патриотических – не ноток – партий в картине множество. Это и сам «Пассажир» (Антон Шагин), потерявший на Донбассе любимую женщину с братом и чудом сбежавший из плена, но в последний момент принимающий решение вернуться «к своим» – отнюдь не к родителям, несмотря на хворающую мать; это и пленённый «Артист» (Никита Тезин), неистово исполняющий перед осатанелым противником песню «Белые розы»; это и рвущийся в самое пекло малолетний Митька (Алексей Ильин), готовый выучить всего «Евгения Онегина» только ради того, чтобы получить разрешение на ношение оружия, а позднее с флагом в руках встающий на пути у вражеской бронетехники и не желающий отходить в сторону – вопреки приказу нациста.
Не менее показательны и противоположные примеры. Речь о перебежчиках, наивно пытающихся спасти шкуру. «Я только своё возьму», – рычит бывший зэк, а ныне боец с позывным «Жила», называющий затянувшуюся войну… кормилицей. Не получив вовремя желанных денег, он внезапно исчезает с «радаров» батальона. Справедливая награда для продажной мрази – пуля от якобы своего среди якобы уже не чужих. Кстати, вряд ли преувеличу, если скажу, что Жила – одна из сильнейших ролей Сергея Горобченко за последние годы.
Возвращаясь к главному герою фильма «Позывной «Пассажир», следует отметить: писатель Николай Рябинин словно самим Богом отмечен. Проявлять чудеса обучаемости, реакции, воли, да и вообще неоднократно выживать там, где окружающих едва ли не в клочья разносит… Не для того ли его сердечко продолжает биться, а конечности – двигаться, дабы в дальнейшем было кому рассказать в мельчайших подробностях о том, что же такое настоящая война?
Драма, впервые вышедшая на экраны весной 2024-го, бесспорно, не без ляпов. Но, даже несмотря на них, это тот самый фильм, который даёт повод гордиться современным отечественным кинематографом. Хотя куда большей гордости и уважения достойны воспетые в упомянутой картине мужики, грудью встающие на защиту своих семей и земляков. И каждый из таких героев ни в коем случае не должен оказаться в родной стране левым пассажиром после возвращения на гражданку.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать