Нижний Новгород

география

Заречная часть старинного города, основанного в 1221 году, а в 1960-х ставшего миллионником, настолько сильно местами удручает, что всерьёз поражаешься, как туристы могут толпами валить в Нижний Новгород и впоследствии оставаться под впечатлением – неизменно приятным. Во многих районах, включая легендарный Автозаводский, – застой и упадок, грязища и серость. Сотни домов выглядят как после бомбёжки, а то и вовсе заброшены, умудряясь соседствовать со свежими высотками, зачастую появляющимися по принципу точечной застройки. Колеся по кривым путям, дребезжат раздолбанные дремучие трамваи. Даже во дворце, некогда служившем домашней площадкой для хоккеистов горьковского «Торпедо», атмосфера настолько совковая, что подспудно ожидаешь увидеть на льду живёхонького и полного сил Виктора Коноваленко, чьё имя спортивный объект нынче и носит. Не впечатляет и Автозаводский парк культуры, открытый ещё в 1935 году и успевший растерять внешний лоск и магнетизм.

Режим безнадёги и апокалипсиса отключается, едва оказываешься по другую сторону Оки. Там-то почти вмиг ощущаешь ласковое дуновение современности, неразрывно связанное с ухоженностью и комфортабельностью, хотя совсем рядом – историческая часть города. Попасть туда можно в том числе и на вылетающем из подземки поезде, миновав Метромост и выйдя на Горьковской, которая является единственной станцией на том берегу. Всего же в Нижнем Новгороде две линии метрополитена, обе заложены совсем неглубоко, а проезд – по состоянию на март 2023-го – обходился пассажирам всего в 30 рублей.

В историческую часть люди стремятся в первую очередь ради многовековой крепости с её чёртовой дюжиной башен, обилием памятников и неописуемыми панорамными видами, а также с целью прокатиться по канатной дороге через Волгу, ведущей в город Бор. Добираться до этих безоговорочных точек притяжения лучше всего по Большой Покровской улице – пешеходной и неспроста сравнимой с московским Арбатом. Там же, на так называемой Покровке, протянувшейся на два с лишним километра, что ни здание, то архитектурный шедевр, причём каждый со своими особенностями, легендами и загадками, коих предостаточно и на территории Нижегородского кремля.

История историей, но современных зданий на том берегу ничуть не меньше, чем старинных. Это и жилые небоскрёбы, и торговые центры, и культурные заведения, и много чего ещё, позволяющего не уныло существовать, а оттягиваться на полную катушку и ощущать себя практически столичным жителем. Даже постройки советских времён выглядят там в разы опрятнее, чем на другом берегу Оки, что объясняется наличием сложившихся туристических маршрутов (негоже залётных пташек пугать разрухой) и, вероятно, отсутствием крупных производственных объектов.

Вновь мысленно передислоцируясь в заречную часть Нижнего Новгорода, отмечу, что и в Канавинском районе хватает высоток. В большей степени запоминаются многочисленные 17-этажки на Стрелке. Но дело не в самих домах, выглядящих однотипно и безлико, а в том месте, где они находятся: рядышком сливаются две крупные реки – Ока и Волга. Истинных достопримечательностей поблизости – вагон и маленькая станция (намекаю на конечный пункт Сормовско-Мещерской линии метрополитена): достаточно упомянуть не шибко красивый, но оригинальный футбольный стадион, несколько удивительных храмов и роскошный ярмарочный комплекс, сказочно подсвечивающийся в ночное время. Ещё и Московский вокзал с его ключевыми направлениями расположен в шаговой доступности, а это на руку как туристам, так и самим горожанам, имеющим возможность напрямую добираться до нескольких регионов.

Напоследок добавлю, что нынче модно нарекать городом контрастов едва ли не всякий мало-мальски крупный населённый пункт. Тем не менее Нижний Новгород заслуживает такого сравнения, ибо по сей день сохраняет средневековые и советские черты, попутно делая уверенные шаги в будущее со всеми вытекающими, а заодно позволяет гнилым баракам максимально тесно сосуществовать со свежими «свечками», а неказистым и уродливым гаражам – с изысканными по форме сталинскими домишками, на чьи фасады в большинстве случаев без слёз не взглянешь.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать