Многие «Вечёрки» смело можно считать журналистским достоянием больших российских городов. В Северной столице соответствующее издание успело пережить несколько кризисов, из-за которых приходилось даже сворачивать лавочку. Несколько лет назад пошли разговоры о возрождении газеты «Вечерний Санкт-Петербург», но в ином обличье. Было интересно, что же это всё значит и каким станет «новое старое» СМИ. На днях увидел стопку газет в одном из киосков метро и решил приобрести заветный номерок. Оказалось, что упомянутое печатное издание распространяется бесплатно. А ещё – что от былой «Вечёрки» осталось лишь название.
Нынче газета выходит по четвергам. На двенадцати полосах. Телепрограммы, сканвордов, анекдотов и гороскопа нет – только журналистские материалы, фото и немного рекламы. Первым делом моё внимание привлекли портреты и многочисленные комментарии депутатов Заксобрания Санкт-Петербурга. Взглянул на выходные данные и обнаружил, что учредителем «Вечёрки» является как раз упомянутый орган государственной власти. Потому-то, видимо, и тираж бешеный – 150 тысяч экземпляров! Мой интерес к изданию сразу же померк: ожидать интересных, колких, независимых материалов не приходилось. Так оно и вышло. И хотя злободневность кое-где прослеживается, читать почти все тексты – за редким исключением – утомительно. Ничего общего с былой «Вечёркой»!
Использовать известный бренд, вложиться в сумасшедший по нынешним меркам тираж, соорудить приятный и идущий в ногу со временем дизайн, но не найти журналистов с богатым словарным запасом и оригинальным авторским стилем, а также, что не менее важно, квалифицированных корректоров? Это удивило меня в разы сильнее! Уж дюжину-то полос в неделю можно и написать интересно, и вычитать внимательно, учитывая скромные объёмы и посильные сроки.
Вместо этого на каждой полосе то путаница, то ляп, то совсем уж откровенный и непростительный косяк. Приведу несколько примеров: «Что только не продвигают в интернете» (да запомните вы уже, что в таких случаях «ни»!); «Выступающие призывали сурово наказать, подвергнуть санкциям, разорить, победить, расчленить… и т. д.» (разве многоточие не дублирует по смыслу «и так далее»?); «По большей части в нынешнем профессиональном футболе играют опытные футболисты» («странно», что в футболе именно футболисты, но меня куда больше заинтересовало другое: по большей части в нынешнем или всё-таки по большей части опытные?); «Наш прогресс отмечают даже недружественные «Зениту» комментаторы и спортивные, так сказать, специалисты» (аналитика в исполнении истинного и безоговорочного – без всяких «так сказать» – спеца по прозвищу «Директор»).
Даже пресловутый «онлайн» сотрудники редакции умудряются писать через дефис, как это было на стыке веков, когда Всемирная сеть ещё только входила в нашу жизнь. Количество съехавших переносов, за которыми, видимо, некому следить, просто зашкаливает. Кавычки повсюду то такие, то сякие. С вёрсткой тоже не всё гладко. Ещё и Санкт-Петербурга в материалах почти нет – везде почему-то Петербург. При этом сами авторы используют аббревиатуру «ВП», хотя название газеты отнюдь не «Вечерний Петербург».
Неужели концентрация на создании положительного облика депутатов Заксобрания важнее даже маломальских интересов десятков тысяч читателей? Журналисты «облизали» парламентариев со всех сторон, а слюни не вытерли. И вот тебе, потребитель печатной продукции, промокашка – цветная по форме, но серая по содержанию. Бери бесплатно, не стесняйся. Но не вздумай ругаться. На халяву и уксус сладкий. Так что хлебай. И распрекрасных депутатов почитай – в обоих смыслах.
Вопросов бы не возникало, назови учредитель своё печатное детище, к примеру, «Вестником Заксобрания». Однако то, что выходит сейчас, – это нечестно и неправильно. Хотя бы потому, что все российские «Вечёрки» заточены под оперативность. И в эту привычную для многих концепцию скучноватый и нисколечко не новостной еженедельник совершенно не вписывается.
Степан РАТНИКОВ.