«Насупротив!..» Александра Левитова

литература

Проза Александра Левитова, родившегося в 1835 году в селе Добром (ранее – Тамбовская губерния, а теперь – Липецкая область), куда ныне ежегодно привозят участников литературного фестиваля «ЛевитовФест», очень своеобразна. Писатель не создавал интригующих и лихо закрученных историй, больше тяготея к очеркам, зато уделял исключительное внимание деталям. Авторский язык донельзя богат, обильно снабжён диалектными словами и просторечиями, но для восприятия тяжеловат – ввиду засилья сложных предложений. Персонажами рассказов Левитова зачастую становились бродяги, воры, алкоголики, дамочки лёгкого поведения или попросту наивные и простодушные люди из народных низов. Но автор не глумился над ними (равно как и не пытался возвысить), а относился со снисхождением, даже если описывал без умолку чешущего языком забулдыгу, как в рассказе «Бесприютный».

Рассказ «Насупротив!..» приглянулся мне своей актуальностью, хотя со времён его создания прошло почти два столетия. По сюжету, немного предсказуемому до поры до времени, странник забредает в отдалённое село, надеясь отыскать там ночлег, но сталкивается с повсеместной необразованностью и глупостью. Чёрствость и грубость сельских жителей, пребывающих в плену предрассудков, заблуждений и страхов, вынуждают рассказчика отправляться в поле и ночевать там. Одет он, видите ли, не так, как местные, всё у него «по моде прилажено, а они говорят: вендерец». Потому и доверия путник не внушает – даже после того, как демонстрирует нательный крестик и умение креститься по-православному. А если бы не толстая палка, что была в руках у странника, то погрызли бы его собаки, науськанные особо пугливыми и обозлёнными хозяевами, которые сами из своей «конуры» никуда не вылезают и открывать для себя хоть что-то новое в жизни не стремятся (оттого и выводы у них примитивные, никудышные).
Вынужденно доковыляв до поляны, путник случайно встречает сторожа, ютящегося в шалаше. Тогда-то читатель и убеждается в том, что чуть ранее виной всему был не вселенский (точнее, сельский) заговор, а банальное невежество: «Ах, музланы они эдакие необразованные! Да што у них, леших, украсть-то? Вы бы их, сударь, по сусалам-то заехали без разговору, небойсь бы всякий пустил. Истинно!.. У нас лаской мужика не проймёшь – и точно, потому наш степной мужик – глуп».
Той же ночью разразившийся в селе пожар воспринимается как возмездие, как гнев Божий. Впрочем, и это происшествие ничему местных не учит. Вместо того чтобы спасать собственное имущество, которое якобы мог умыкнуть просившийся к ним на ночлег странник, они стоят и заворожённо пялятся на распространяющийся огонь. Тогда-то и вспомнились рассказчику подробности его ночной беседы со сторожем, уверявшим, что дикий народ понимает лишь язык силы, а потому надо если не по лбу невежде заехать, то как минимум наорать.
«Ни до чего-то этот народец своим умом не дойдёт. Не приди я, ей-богу, всё село корова бы языком слизнула», – резюмирует сторож, и не согласиться с ним невозможно, учитывая беспомощность поколения современного, которое тоже постоять за себя не в силах (в большинстве своём), зато бурно осуждает и критикует всякого, за чей счёт в принципе хоть как-то выживает.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать