Двухчасовой польский фильм, вопреки своему громкому названию, не имеет прямого отношения ни к чему-то чертовски страшенному, ни – тем паче – к возвышенному или благостному. Сюжет основан на самых что ни на есть мирских, даже низменных мотивах. И неразумно величать райским наслаждением лишь секс, пускай и с желанным партнёром. Равно как и расставание с ним, учитывая все сопутствующие испытания и подставы, совершенно не тянет на ад.
Режиссёр и сценарист Томаш Мандес, словно оправдывая свою фамилию, ежегодно с 2020-го выдаёт по эротической мелодраме. В каждой из них есть на что посмотреть (при желании, разумеется) и о чём призадуматься. Однако сопереживать персонажам, как в фильме «Рай в аду», можно только при схожем с ними образе жизни. Иметь аналогичные ценности – счастье весьма сомнительное: лишь бы мне было хорошо, ведь я самый значимый, ценный, красивый, достойный, а если что не так, то опять же именно я несчастнее всех и как никто другой нуждаюсь в поддержке… Через сплошной эгоизм захотели дорожку в рай протоптать? Не смешите! Стоните себе дальше.
Когда мать и дочь (Магдалена Бочарска и Катажина Савчук соответственно), давненько озлобившись на весь мир и впоследствии уйдя в себя, упорно не могут друг друга понять и поделить одного жеребца, а сам он всего-навсего играет чужими судьбами, не говоря о женских телах, то никаких иных мыслей, кроме как «куда катится мир», возникать не должно. Пошлая Польша – ничуть не больше! А если кто и не сподобится узреть скрытые смыслы, то всё это следует списать на отвлекающие факторы. Речь о достойной операторской работе и роскошных видах, где банальной наготой дело не ограничивается. В частности, многие сцены были сняты на побережье, в открытом море и, что особенно захватывающе, в воздухе после прыжков с парашютом.
«Рай в аду» (2023 г.), бесспорно, затянут и оригинальными сценарными ходами не балует. Благо уходящая в некую безответную пустоту концовка приятно удивит тех, кто привык анализировать или додумывать. Что же касается любителей всевозможных клише и разжёванных финалов, то им лучше и не начинать просмотр, дабы потом не ворчать, что два часа потрачены впустую и что авторы фильма якобы ещё те идиоты. Вероятно, не спасут даже многочисленные «клубничные» сцены, причём достаточно сочные, благодаря которым далеко не самая впечатляющая картина собрала в мировом прокате более двух миллионов баксов.
Степан РАТНИКОВ.