«Небесная команда»: по дороге в Минск

кино

Открытая концовка – неотъемлемая составляющая любого качественного фильма. В этом смысле основанная на реальных событиях «Небесная команда», премьеру которой тысячи неравнодушных к хоккею россиян ожидали с неподдельным трепетом, получилась крайне неоднозначной. Сценарист и режиссёр кинокартины Владимир Алеников решил перейти на титры сразу после сцены прощания с погибшими, оставив зрителя наедине с десятками домыслов, не относящихся к самой авиакатастрофе. И если к художественной составляющей не придерёшься, ибо всё снято и смонтировано сколь качественно, столь и оригинально, то вот сюжетец, мягко говоря, подкачал.

Лично меня дико напрягло отсутствие эмоций едва ли не у всех персонажей, стоящих как истуканы при оглашении шокирующей новости. Неужели в реальности никто из фанатов не ругался, не рыдал, не рвал на себе волосы, не смотрел в пустоту, нервно мотая головой и отказываясь верить в происходящее? А самый главный вопрос: для чего были все эти перипетии с болельщицкими судьбами и внезапными встречами, если ни одна из заявленных сюжетных линий не была в итоге раскрыта до конца? Да, зритель должен что-то додумывать сам, а не проглатывать готовенькое. Но после просмотра «Небесной команды» додумывать надо вообще всё!
При этом каждый посетитель кинотеатра, устраиваясь в кресле, наверняка знает, что его ждёт в концовке: самолёт разобьётся, погибнут десятки людей, чемпионат КХЛ ненадолго приостановят. Соответственно, если изначально зритель и надеется на что-нибудь, то, скорее всего, на узнавание новых подробностей о жизни хоккеистов того самого «Локомотива», а может, и на новые версии о крушении лайнера. Вместо этого публику пичкают околоспортивными эпизодами о том, как влюблённые в ярославскую команду люди собираются в Минск на матч открытия сезона: они сбегают с педсоветов и от бабушек, ссорятся с супругами, на время оставляют своих детей, готовятся к журналистскому заданию и т.д. Персонажи, символизирующие хоккеистов, если и появляются на экране, то лишь сбоку или со спины, не говоря уже о фрагментах их краг, клюшек, коньков в непосредственно ледовых сценах (исключение – исторические кадры из реальных матчей с участием «Локомотива»). Получается, что главные герои биографической драмы – фанаты.
Нет, всё это, вероятно, и хорошо, и интересно, и нужно… Но для чего вообще тогда было показано, ещё и в таком количестве, если тотальная недосказанность в итоге правит бал? Для того чтобы показать силу фанатской преданности? О ней и так все, кому надо, наслышаны. На деле же зритель оказывается в дураках: и ничегошеньки нового о том событии не узнаёт, и что стало с персонажами после расставания с любимой командой – тоже. Иными словами, кто после этого завязал с хоккеем навсегда или, наоборот, стал пахать на льду с утроенной энергией, кто кого полюбил, кто с кем стал жить на почве общих интересов, кто с кем расстался, кто кого простил – неизвестно. Ни единого ответа на многочисленные вопросы…
Очередной пшик отечественного кинематографа! Украшенный разве что превосходной актёрской игрой Антона Рогачёва и Ирины Розановой, музыкой Ярослава Тимофеева, а также трогательной сценой с исчезающими в облаках хоккеистами.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать