«Полуночный экспресс»: съехать с катушек

кино

Это классика кинематографии и никак иначе. Если уж создавать драму, то самую настоящую, а не какие-нибудь надуманные сопельки. А ежели в основу ещё и события реальные легли, тогда трепещи, зритель! Два часа просмотра даром не пройдут. Все ногти будут сгрызены, а запасы кофе исчезнут. Жил-поживал Билли Хейс (блестящая роль Брэда Дэвиса, который чем-то напомнил мне Курта Расселла). И была у него девушка – любящая и любимая. В один смутный денёк Билли сдуру вздумал подзаработать на перевозке гашиша. И вляпался. Ожидаемого рая не будет. Арестанта ждёт настоящий ад в турецкой тюряге.

Унылая серая обстановка, окружение безумных турок, повсеместная гомосятина и насилие. На миг потеряешь бдительность и – привет семье! Тяжело не сойти с ума от такого. А когда до окончания срока остаётся всего 53 дня, и ты вдруг слышишь о пересмотре дела – не в свою пользу, тут уж и до полнейшего отчаяния недалеко. Добро пожаловать в отделение для умалишённых.
«Полуночный экспресс»: съехать с катушекБилли с первых же дней заключения переполнен ненавистью к туркам, называет их нацией свиней. Но надежды на освобождение, пусть и жалкие надежды, не теряет. Поначалу ждёт помощи от отца и толстопузого адвоката. Попутно мечтает о счастливом билетике на «полуночный экспресс», дабы умчаться в Грецию и раствориться там. А дни заточения всё тянутся и тянутся. Когда же черепно-мозговая плёнка окончательно съезжает с катушек, Билли Хейс оказывается с глазу на глаз со своим заклятым врагом. Получает от него несколько палок в прямом смысле и ожидает не меньше оных – в переносном. И вот тогда-то…
Отмечу, что в «Побеге из Шоушенка» (1994 г.) немало схожих мотивов. Однако «Полуночный экспресс» (1978 г.) берёт своё некоей простотой и, соответственно, большей правдоподобностью. Помимо этого, не может оставить равнодушным и будоражащее музыкальное сопровождение в исполнении Джорджо Мородера, который заслуженно получил за эти саундтреки свой первый (из трёх) «Оскар». Меня так прямо до мурашек пробило. Перипетии сюжета тоже этому способствовали.
Режиссёр фильма Алан Паркер, будучи основателем британского Комитета по делам кино, браться за всякую дрянь не имел никакого права. И не собирался. Мне это стало ясно уже после просмотра «Птахи», снятой Паркером через шесть лет после «Полуночного экспресса». В послужном списке Алана нет и двадцати картин. Но каждая из них, без сомнений, настоящий шедевр. Так что моё знакомство с творчеством этого режиссёра ещё не окончено.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать