«Прости нас, сад…»: забвенная романтика

кино

Последней режиссёрской работой Анатолия Ниточкина стала социальная драма «Прости нас, сад…», чьё действие развивается в безымянном городе, появившемся благодаря крупномасштабной комсомольской стройке. Я не мог не узнать родные места, неоднократно мелькавшие в кадре. Таким образом, упомянутый фильм, вышедший на отечественные экраны в 1989 году, пополнил мою копилку просмотренных кинолент, когда-либо снятых в Дивногорске, в частности на живописной набережной реки Енисей и вблизи плотины КГЭС.

«Прости нас, сад…»: забвенная романтикаК числу широко известных картин «Прости нас, сад…» никак не отнесёшь. К числу динамичных, увлекательных и весьма интригующих – тоже: большинство сцен выглядят затянутыми, унылыми или предсказуемыми. При этом актёрский состав впечатляет: Вера Алентова, Георгий Тараторкин, Валерий Баринов, Александр Пашутин, Михаил Жигалов и другие звёзды советского кинематографа.
Сюжет построен на борьбе прагматиков-технократов и романтиков-бессребреников. Первые стремятся осовременить город, максимально выгодно используя каждый клочок земли: «Чтобы творить, человек не должен часами простаивать в очередях, бегать высунув язык в поисках самого необходимого. Чтобы отдаваться любви, нужно перестать жить втроём-вчетвером в одной комнате». Вторым хочется во что бы то ни стало сохранить нетронутым огромный по площади сад – как память о славных временах, когда тысячи людей были объединены одной целью и шли к ней шажок за шажком изо дня в день на протяжении нескольких лет.
Сад, когда-то считавшийся алтарём, становится жертвенником. Но у прагматиков, в отличие от романтиков, есть объяснение давно назревшим переменам. Дескать, не следует заводить ни собаку, ни сад, если хотя бы подозреваешь, что ответственность тебе не по силам. А у бывших комсомольцев и впрямь глаза застланы: некогда излюбленное место отдыха горожан постепенно приходит в запустение. Впрочем, и это не повод для того, чтобы безоговорочно принять сторону технократов. Ведь сад можно сохранить, приведя его в изначальное – или даже более роскошное – состояние. Однако зритель сам должен, если хватит терпения, прийти к подобной мысли, для чего создатели фильма в течение двух часов демонстрируют закоснелость мысли романтиков и бескомпромиссность поведения прагматиков.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать