«Рома»: резня судьбы

кино

С творчеством Альфонсо Куарона я впервые познакомился с десяток лет назад, посмотрев на DVD артхаусную картину «И твою маму тоже». В году текущем, 2019-м, мексиканец по-настоящему удивил, получив за двухчасовую драму «Рома» аж три премии «Оскар»: как режиссёр, как оператор, а также в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». И всё, несомненно, по делу! Обидно – уже после просмотра – стало лишь за Ялицу Апарисио. Молодая актриса, безукоризненно сыгравшая служанку Клео, тем самым дебютировала в большом кино и сразу была номинирована на престижнейшую награду. Но «Оскар» за лучшую женскую роль достался Оливии Колман.

Нашумевший чёрно-белый фильм никак не связан с Римом, ибо назван в честь одного из районов Мехико. Там-то и живут персонажи Куарона – далеко не самая богатая, но и отнюдь не бедная многодетная семья и их невероятно преданная прислуга. И сюжет зиждется как раз на контрасте образов хозяйки и одной из служанок: первая имеет если не всё, то очень многое, вторая же – почти ничего. Зато в их дальнейшей судьбе очевидного контраста не наблюдается. И зрителю есть о чём поразмышлять, примерив на себя долюшку обеих героинь. Многие ль сумели бы сохранить человеческое достоинство после череды невзгод и унижений?
Само действие развивается в непростых для мексиканской столицы семидесятых, в разгар грязной войны. Один из её инцидентов – «Резня Тела Христова» – стал неотъемлемой частью киносюжета. Студенческие демонстрации не обошлись без убийств. И Клео тоже оказалась жертвой обстоятельств, причём совершенно случайно. Нет, жизни её не лишили, а вот… Впрочем, служанка наверняка согласилась бы на пулю, если бы знала, во что выльется встреча с оружием, пусть даже не выстрелившим. Самое же страшное не в последствиях, а в том, кто был их виновником. В этом смысле неоднозначная роль Фермина, которого сыграл Хорхе Антонио Герреро, очень весома, сильна, хоть и эпизодична.
Определённая изюминка фильма ещё и в том, что он построен на знаках. Их более десятка – от дерьма, которое «повсюду», и разбившейся посуды со спиртным до фантазий-предсказаний, коими так и сыплет младшенький из детей семейства. И при этом все знаки легко читаются, заранее подготавливая зрителя к различным поворотам сюжета, который, на мой взгляд, никак не назовёшь скучным.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать