«Солнце неспящих»: крысы бывают разные

кино

Режиссёр этой неординарной грузинской киноленты Темур Баблуани за всю свою жизнь снял, как ни странно, только пять фильмов. Вероятно, здесь можно говорить о том самом случае, когда качество важнее количества. Не гонится за количеством – денег – и главный герой картины, куда больше внимания уделяющий своим сомнительным опытам над крысами. Мечтая подарить человечеству вакцину от рака, врач Гела обделяет заботой и финансами собственную семью. И в этом весь диссонанс. Родные терпят слегка повёрнутого главу семейства, превратившего дом в крысиную нору, но женское терпение, ввиду объяснимых причин, не вечно. Разве что сын – отчаянный максималист с добрым сердцем – готов сколь угодно долго нести тяжёлый крест и, если потребуется, отомстить любому, кто посмеет оскорбить отца.

Общество же, ради которого Гела как раз и жертвует самым дорогим, ничтоже сумняшеся смешивает с дерьмом как крысолюба, так и его «никчёмные» труды, не достойные даже поверхностного изучения. В итоге похерить все старания непризнанного гения суждено его же близким. А сыну – продолжить то, что отец не по своей воле не сумел довести до конца. Только ждёт ли этого беспощадный социум? Или Дато наступит на те же грабли, что и Гела?
Фильм мрачноватый, но ни капли не скучный. А ещё грубоватый, учитывая откровенную непотребщину, периодически употребляемую персонажами. Местами не очень качественно снятый и изобилующий драками, которым позавидовал бы даже Болливуд. Зато игра актёров всё компенсирует. Элгуджа Бурдули (Гела) и Давид Казишвили (Дато), никогда прежде мне на глаза не попадавшиеся, достойны наивысшей похвалы. В целом же из знакомых мне актёров был замечен только Мамука Кикалейшвили, снимавшийся в таких популярных советских картинах как, например, «На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди» и «Паспорт».
Отдельно отмечу, что «Солнце неспящих» (1992 г.) впечатлило ещё и в архитектурном плане. Есть у меня одна привычка: по утру записывать фабулы необычных снов, которые со временем пригождаются мне для создания новых произведений, как было, к примеру, с рассказом «Повелители тараканов». Так вот, более десятка лет назад мне приснилась окраина воображаемого Дивногорска, где я увидел многоэтажные деревянные дома: один из них, барачного типа, был выкрашен в белый цвет и состоял из пяти этажей, причём в доме кто-то жил, а другой представлял собой безлюдную «свечку» светло-синего цвета этажей под десять. В «Солнце неспящих» мне впервые довелось посмотреть на нечто подобное (с определённой натяжкой) уже наяву. Вживую, думаю, смотрелось бы шикарно. С улицы, конечно. Изнутри же, не удивлюсь, труха трухой и пародия на устойчивость.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать
  1. Dmi

    Я бы назвал наверное так, » О крысах и людях». Действительно конфликт этого фильма в том что талантливый врач Гелла и его труды никогда не будут оценены по достоинству. Дато это человек нового прогрессивного поколения, с амбициями, большим сердцем и жестокостью необходимой именно тому обществу, что бы тебя не раздавило бестолковое стадо дерущихся за блага и место под солнцем. Интеллигенты умерли или доживают свой век вместе с Геллой. Современный мир не понимает языка доброты и скромности и люди наделённые, к несчастью для себя, этими качествами не приспособлены более к жизни. Степан, спасибо что оценил этот замечательный фильм и написал увлекательный отзыв!

    1. Степан Ратников автор

      Благодарю за пожелания и критику. =) Сколько людей, столько и мнений. =)