«Тюрьма»: через проституцию к суициду

кино

Шведской киноленте Ингмара Бергмана уже больше полувека. И это ощутимо. Сюжетная линия непоследовательная. Обстановка унылая. Актёры вялые. Для конца сороковых, наверное, вполне себе ничего. Но в наше время смотреть такое очень утомительно. Кажется даже, что вся эта бодяга длится часа три. Хотя на деле – в два раза меньше.

Название фильма отражает происходящее не столько на экране, сколько по другую его сторону. Это своего рода приговор для зрителя, который, едва начав мотать срок, жаждет поскорее вырваться на свободу, но так и не получает условно-досрочного. Виной тому – жалкие надежды на необычное завершение фильма, который от начала и до конца сохраняет статус примитивного. Попытка режиссёра показать «ад на земле» с треском проваливается. А навязчивый мотив самоубийства перевешивает всё прочее.
Бергман показывает нам историю 17-летней проститутки Биргитты Каролины, которая занимается неблагородными делишками то ли под давлением своего жениха и его жёсткой сеструхи, то ли по глупости. При этом зрителя ограничивают всего одной любовной сценкой, где главная героиня дарит поцелуй Тумосу. Конечно, не страстью единой живо человечество. Но в фильме вообще нет движухи. Все персонажи статичны. Трёп, сплошной трёп…
Считаю, что сия драма может быть по-настоящему интересна только женщинам в возрасте, которые считают свою семейную жизнь адом, а мужа – дьяволом. Так сказать, с целью ещё большего утверждения в своём и без того укоренившемся мнении, дескать, все мужики козлы. А может, наоборот, решат, что в браке у них не всё так плохо, как у некоторых. Хотя вряд ли. Слишком уж неубедительный фильмец получился.
Повторюсь, просмотр мне почти ничего не дал. И хотя я не любитель советского кино тех времён, оно всё-таки получше, чем «Тюрьма» Ингмара Бергмана. Оно душевнее, живее, жизненнее. Не зря говорят: своя рубаха ближе к телу.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать