«Все ненавидят Йохана»: взрывоопасный мужчина

кино

Избежать всеобщей ненависти, на первый взгляд, легко: нужно просто не выделяться из массы и быть похожим на остальных. Но если ты сильнее и вместе с тем добрее окружающих, ещё и одиночества не боишься, то какой резон опускаться до их уровня? Не стремится к этому и главный герой артхаусной – с комедийным оттенком – картины «Все ненавидят Йохана», снятой в 2021 году норвежцем Халлваром Витсё по сценарию Эрленда Лу.

Йохан Гранде с детства не видел ничего, кроме природной красоты и многочисленных взрывов (зрителю, в свою очередь, точно стоит поглазеть на всё это). Во времена Второй мировой родители мальчика, живя в Титране – норвежской деревне на берегу моря, неподалёку от маяка, – упражнялись в пиротехническом деле на благо земляков: взрывали мосты, чтоб нацистская мразь не добралась до их Богом забытой деревушки. Однако чета Гранде не снискала одобрения и впоследствии погибла, оставив сынишку-сорванца сиротой.
Йохан оказывается прикованным к родному побережью. И к пиротехническому промыслу тоже. А позднее приковывает к инвалидной коляске свою возлюбленную, пострадавшую от сами понимаете чего. Фильм посвящён убийственной любви взрывоопасного – эмоционального – мужчины (Пол Сверре Валхейм Хаген) к разгорячённой – отказывающей простить – женщине (Ингрид Больсё Бердаль): он её подорвал, а она его чуть не пристрелила. Йохан и Солвор жить друг без друга не могут, но до старости остаются порознь – ввиду обид, трусости, зависти и иных человеческих пороков.
А ведь что ни делается (и не делается, кстати, тоже) – к лучшему. Будучи последним представителем рода Гранде, главный герой фильма мечтает о наследнике, которому, правда, и оставить-то нечего, кроме секретов семейного ремесла. И если изувеченная взрывом Солвор не хочет или не может родить Йохану ребёнка, то на это согласится другая. Пускай и не из Титрана. И даже не из Норвегии. А то и вообще не из Европы. Обязательно согласится. И наверняка будет счастлива с Йоханом. Если, конечно, никто не захочет отомстить ему. А то ведь врагов у добродушного здоровяка не меньше, чем домишек в прибрежной деревне.
Во всех смыслах отличное кино получилось! Честное. Сентиментальное. С качественной актёрской игрой и впечатляющими скандинавскими видами, напоминающими, в частности, о Териберке. Даже во время просмотра успеваешь поразмыслить о собственном прошлом и будущем, о бренности бытия и семейных ценностях, не упустив при этом нить сюжета. Чего не скажешь о самой жизни – по большей части прожитой многими необдуманно или вовсе безвозвратно загубленной.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать
[sape block=1]