Назия

география

В Кировском районе Ленобласти сразу три Назии – деревня, посёлок при одноимённой станции и городской посёлок. Последний из них я и посетил погожим майским деньком, добравшись на электричке до станции Жихарево, которая в годы Великой Отечественной войны являлась базой снабжения и центром управления и через которую ныне частенько пролетают грузовые составы. Кое-где Назия даже сегодня выглядит как после бомбёжки, о чём задумываешься, к примеру, оказываясь на территории захудалого больничного городка, состоящего из нескольких зданий в обшарпанном состоянии, в том числе и руинированных. Медицинское обеспечение, по словам поселян, соответствующее: только на ладан дышать и остаётся, если не имеешь возможности постоянно мотаться до больниц Кировска или Санкт-Петербурга.

Удручает и фасад Дома культуры, вполне потянувшего бы на памятник архитектуры, но выглядящего настолько неухоженным (в отличие от местной церкви и даже часовни при кладбище), что удивляешься: неужели внутри и впрямь занимаются танцами или пением? Даже компактный и вместе с тем несуразный роллер-парк рядом с назиевским ДК не особо-то и кричит о том, что в этом месте кипит жизнь. Через дорогу находится стадион, но и туда народ приходит не в футбол поиграть, а посидеть поболтать да попить пивко. Благо другие – более современные – спортивные площадки не пустуют, и детвора активно гоняет там мяч, в чём мне удалось убедиться лично.

Что самое удивительное, школа в посёлке не одна. Помимо общеобразовательной, есть ещё и интернат, причём отнюдь не для сирот или отказников. Именно это учреждение буквально все, включая самих детей, как раз и хвалят. Упоминают как обстановку внутри, так и качество оказываемых услуг. Добавим сюда просторный детский сад, спрятавшийся во дворе неподалёку от бюста Сергея Есенина, а также школу искусств – получим весьма и весьма солидную «начинку» для провинциального населённого пункта с населением около пяти тысяч человек. Назия даже собственным полицейским участком и пунктом пожарной охраны располагает – не хухры-мухры!

Что же касается вековых двухэтажных домишек, по-прежнему служащих жилищем для сотен людей и помогающих прохожим мысленно переноситься во времена Советского Союза (этому способствуют и сохранившиеся с тех пор вывески типа «Мясо» или «Дом быта»), либо совсем прохудились – от стен и лестниц до окон и крыш, либо, наоборот, успели подвергнуться долгожданному капитальному ремонту и выглядят теперь вполне очаровательно. Есть и относительно новые жилые постройки, зачастую трёхэтажные, возведённые уже в третьем тысячелетии и свидетельствующие об отсутствии тотального застоя. Назийцы рады ещё и тому, что относительно недавно в посёлке взялись за модернизацию системы водоснабжения, и некоторым счастливчикам теперь не приходится куковать без горячей воды всё лето. С тротуарами и дорогами дела обстоят далеко не идеально, а в частном секторе и вовсе плачевно, но и эти вопросы постепенно решаются. Уж мне-то есть с чем сравнивать.

А вот котики в посёлке, коих встречаешь едва ли не на каждом шагу, в основном побитые, потрёпанные и пугливые. Видимо, бродячие собаки не дремлют. Впрочем, гуляя по тамошним улочкам, куда чаще вспоминаешь о свиньях, источающих жуткий и крайне специфический запашок. Примерно так же воняет буквально повсюду, в том числе и вдали от частного сектора, который окружает Назию со всех сторон. Сваливать всё на канализацию или на одну из площадок Кингисеппского машиностроительного завода, обеспечивающего многих назийцев рабочими местами, вряд ли стоит. Скорее всего, сказывается соседство с торфяными болотами, благоухающими на всю округу. Когда-то поблизости, кстати, располагались пять рабочих посёлков, где вполне неплохо жили рабочие торфодобывающих предприятий. Теперь все те обособленные места заброшены, а добраться до них пешком или на машине – почти подвиг. Правда, подвиг бессмысленный.

До Питера мотаться в разы проще. Туда, помимо упомянутых электричек, ходят прямые маршрутки от железнодорожного вокзала, внутри которого, как ни странно, даже касса не работает. А по другую сторону многопутной стальной магистрали можно душевно отдохнуть на берегу карьера, вокруг которого обустроены непонятные объекты типа землянок или хранилищ.
Рискнул я напоследок и здоровьем, отведав местной шаурмы. Беспокоился зря – последствий не случилось. Причём было не только вкусно, но и вполне уютно. Парни в заведении работают вежливые, дружелюбные, внимательные, не тупо под зарабатывание денег заточенные. Потому-то, наверное, и за столиками свободных мест почти не бывает. Вполне себе тянет на местный колорит, отведать коего желают многие, наведываясь в подобные посёлки – живописные, своеобразные, но региональным властям не особо-то и нужные.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать