«Дед Игнат» Тамары Булевич

литература

Давнишняя повесть Тамары Булевич, отличающаяся житейской мудростью и обилием краеведческого материала (упоминания станций Снежница и Минино, а также Караульной горы наверняка согреют душу многим красноярцам), вошла в сборник «Три уникальных автора», который издан в 2018 году Интернациональным Союзом писателей. «Дед Игнат» доказывает, что с годами люди всё-таки способны меняться. Но только в тех случаях, когда на фронте личных отношений загублено всё, что только можно, и не поумнеть гораздо сложнее, чем стать ещё глупее или наглее.

Путеец с золотыми руками, почти боготворимый руководством, без видимых хлопот управляется как с рабочей бригадой, так и с домашним хозяйством. А вот семейного счастья построить не сумел. Беготня за юбками и пристрастие к бутылке дали о себе знать: какой бы терпеливой и кроткой ни была жена – ушла всё-таки.
Тогда-то, хоть и не сразу, у работяги что-то в башке и зашевелилось. Ни супруги, ни детей, ни внуков – только работа да разовые «подстилки», порядком приевшиеся, ещё и не первой свежести (даже читателю противно становится). Зачастую в таких случаях бывает уже поздно. Однако лучше поздно, чем никогда. И Игнат Дёмин, будучи в приличном возрасте, получает шанс «дожить» по-человечески, по-семейному. Концовка вполне предсказуема, но всё равно трогательна.
Чем повесть явно выделяется, так это эпитетами, сравнениями и иными выразительными средствами, включая «деревенские словечки». Фабула же произведения стара, как само человечество. Мотивы – тоже сплошная классика жанра. А вот непринуждённая беседа Дёмина с молодой соседкой в купе поезда – пускай и далёкий от оригинальности ход, зато беспроигрышный. За это время и главный герой многое переосмысливает, и читатель успевает вынести ему приговор, а заодно не столько сделать прогноз касаемо ближайшего будущего деда Игната, сколько оценить степень справедливости того или иного исхода.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать