«Память рыб» Алины Гребешковой

литература

Проза уроженки Уфы и члена Союза писателей России Алины Гребешковой весьма своеобразна. И её книгу «Память рыб», вошедшую в шорт-лист дебютного сезона Всероссийской литературной премии имени Александра Казинцева, с уверенностью не отнесёшь к числу плохих или хороших. Это нечто оригинальное, а потому уже заслуживающее пристального внимания. В упомянутом сборнике чуть больше сотни страничек, на которых уместилось полтора десятка коротеньких рассказиков, а то и притч. Мифологические и библейские сюжеты обыграны автором по-своему, местами осовременены, особенно в «Евушке». Не обошлось и без погони за постмодернистскими веяниями. При этом сама Гребешкова относит часть собственных произведений к направлению… бредоизма, с чем трудно не согласиться.

Экспериментальная основа такой прозы оборачивается предсказуемыми последствиями, и далеко не все персонажи кажутся правдоподобными, а сюжеты – внятными. Облегчить восприятие мог бы незамысловатый и упорядоченный язык, но автор и здесь лёгких путей не ищет, щеголяя внушительным словарным запасом и разбавляя его жаргонизмами, причём всё сплетается в далеко не самые примитивные синтаксические конструкции.
Нередко возникает ощущение, будто бы автор всё равно что взбалмошная и наивная девочка, которая в детстве не наигралась. И сама проза в таких случаях тянет не на женскую, а на девчачью. Но тут же хочется процитировать самого себя: «Если вся наша жизнь – игра, то какой смысл строить из себя взрослых?» (роман «Школота»). Вот и книжные герои Алины Гребешковой не всегда торопятся взрослеть, хотя по паспорту давно положено.
Характерен в этом плане рассказ «Мамонт». Он о душевных терзаниях и тяготах жизни 28-летней девушки, которая не желает быть такой же, как подавляющее большинство вокруг неё. Маша мечтает о постоянстве, а не о выгоде с дешёвыми понтами. Для неё куда важнее, чтобы парень любил танцевать и, как следствие, почаще обращал внимание на свою избранницу. А если он на это неспособен, то пускай выбирает себе такую, которая готова ежедневно варить ему борщи и ублажать в постели, покорно мирясь с его постоянным обитанием в гостях или в бездушных соцсетях, ещё и радуясь тому, что у неё хотя бы кто-то есть.
«Инициация» – чудесный рассказ про бабушку и внука, за которым в конце концов приезжает мать, изначально отказавшаяся от ребёнка, но со временем подготовившая для него почву в столице, чтобы вернуться в родные края и забрать уже сформировавшуюся личность. Как бы читатель ни презирал горе-мамашу, как бы ни сочувствовал бабуле-героине, основное внимание приковано всё-таки к ребёнку. Ведь ему не прикажешь любить исключительно ту, что воспитала, и навсегда забыть о той, что родила и испугалась ответственности.
Особого внимания заслуживает и «Улыбка Будды» – про самого простого (и донельзя сложного в этой своей простоте) человечка Петра Соколова. События произведения развиваются в Седьмом пространстве, из которого одним суждено вернуться обратно на грешную землю, а других ждёт утилизация. Многое посвящено, если можно так выразиться, жизни после жизни, которая у всех будет разной, если вообще будет. Читатель невольно включается в предложенную автором игру, неоднократно задумываясь о том, стоит ли бояться смерти и как к ней относиться. Хотя главный посыл заключается в другом: живите не красиво, а достойно, и тогда уходить в мир иной будет не стыдно и не страшно.

Степан РАТНИКОВ.

Заинтересовались бредоизмом?
Да, интересно, надо ознакомиться
40%
Нет, мне по жизни бреда хватает
60%
Проголосовало: 5

Оцените статью
Комментировать