«Печальный детектив» Виктора Астафьева

литература

Как будто заново открыл для себя писателя, в десяти минутах ходьбы от дома которого в Овсянке прожил семь лет. Привычные для меня, если брать ранее прочитанные книги Виктора Астафьева, деревенские мотивы уступили место городской суете и персонажам, держащимся обособленно, несмотря на высокую плотность населения. И тут не просто сосед соседу волк, но даже родитель ребёнку, жена мужу, начальник подчинённому и так далее. Отсутствие высоких целей в жизни и хотя бы малейшего взаимоуважения, концентрация на собственных удовольствиях подталкивают людей (не желающих это осознавать) к никчёмному существованию и прожиганию дней, не принося ожидаемой радости расплодившимся эгоистам, жаждущим захапать побольше, ничего при этом не отдавая.

Почему они не радуются? Да потому что скука душит. И вынуждает ещё чаще, чем раньше, выпивать, обманывать, сплетничать, завидовать, мстить, не оставляя падшим душонкам ни шанса для возможного исправления или даже отступления.
«Печальный детектив», с привычными для творчества Астафьева диалектизмами и просторечиями в диалогах и монологах, наполнен яркими, но ничуть не симпатичными образами алкоголиков, дебоширов и иже с ними. Автор не только преподнёс читателям слишком калорийную пищу для размышлений. Он и сам будто бы пытался докопаться до истины, почему же русский народ движется в таком вот направлении. Помимо этого, Виктору Петровичу блестяще удалось раскрыть тему тяжёлого детства, которое неотвратимо влияет на дальнейшую судьбу выжившего.
Само название романа несёт двойной смысл. Во-первых, это весьма запутанная история нашего постепенного расчеловечивания, что не может не печалить тех, кто категорически отказывается жить по принципу: люби себя, чихай на всех, и в жизни ждёт тебя успех. Во-вторых, «Печальный детектив» – это ещё и прямое указание на главного героя. Судьба нещадно бьёт Леонида Сошнина, пронзает его насквозь, вынуждая милиционера опустить руки, на что тот, слишком уставший для проявления маломальской радости, отвечает героическим продолжением борьбы – с преступниками, близкими людьми и даже с самим собой. Да только зачем делает это, учитывая, что почти всё оказывается напрасным, – ответить не может (к слову, читая «Печальный детектив», я нередко вспоминал эпизоды из фильма «Дурак» с Артёмом Быстровым в главной роли).
В погоне за справедливостью чересчур совестливый Сошнин порой так уматывается, что у него уже не остаётся сил на осознание очевидного: «Ему бы ночью изъять «бутыл» у бабки, так нет, у него свои дела и заботы. У всех свои дела. Скоро никому никакого дела друг до дружки не будет». А ведь так и есть. Уже! Везде! Во всём! И это не просто печально. Это – убийственно.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать