«Сваты» Юрия Ардашева

театр

Какая разница, покрошена в оливье морковка или нет, если в обоих случаях салат получается вкусным? Вот так же неважно, в каком городе расположен театр и насколько известные артисты в нём выступают, если спектакль подготовлен с душой и посвящён основным человеческим ценностям, о которых мы имеем наглость периодически забывать. Всё вышеперечисленное относится к полуторачасовой застольной комедии «Сваты», чья премьера в Новгородском академическом театре драмы имени Ф. М. Достоевского состоялась в конце ноября 2024 года.

Много кого раздражает слово «вкусный» по отношению к произведениям искусства. Спектакль Юрия Ардашева, поставленный по пьесе Катерины Антоновой, отлично под упомянутый эпитет подходит. Стол, за которым сидят артисты, ломится от различных яств. При этом еда и сами едоки нисколько не вычурны. Маячащий за их спинами Олимпийский Мишка символизирует не только советские времена, где будто бы застряли герои, но и победу в борьбе с предрассудками и прочей напускной ерундой.
А бороться – в ментальном, культурном смысле – приходится двум семьям, чьи дети решили пожениться. Так, пока одна сторона пытается накормить гостей и сблизиться с ними, другая норовит сожрать хозяев со всеми потрохами и не допустить назревающего смешения двух якобы несовместимых «ингредиентов». Охота оказывается настолько утомительной, что привередливому хищнику немудрено оголодать уже буквально и, как следствие, согласиться на привычные блюда для простого люда. Понтами-то сыт не будешь.
Комедия получилась ещё и подстольной отчасти. Именно там, под видавшим виды широченным предметом мебели, от агрессивной гостьи прячется баба Люся – самый мудрый и одновременно самый забавный персонаж спектакля. Неудивительно, что львиная доля аплодисментов достаётся народной артистке РФ Лилии Сергеевой, служащей в главном театре Новгородской области свыше сорока лет.
Где-нибудь под столом место и подкаблучнику Толе (Павел Рудаков весьма органичен в этой роли), который покорно пляшет под дудку своей ненаглядной – до конца жизни бы не глядел! – Ларочки (воплощает её заслуженная артистка страны Светлана Винокурова), решающей всё за бесхребетного супруга и «несмышлёного» сына. Впрочем, это лишь видимость. Видимость как послушности мужчин, так и деловитости царицы. Живёт она чужой жизнью. И мысли не собственные транслирует. Потому-то внезапное преображение Ларисы – из стремящейся всех научить и самоутвердиться в согласившуюся слушать, слышать и не выделяться – можно сравнить с десертом, без коего меню выглядело бы неполноценным, а постановка – менее аппетитной.
Иначе говоря, «Сваты» посвящены отнюдь не гастрономии и тем паче не ностальгии по СССР, а любви к своим близким. Любви в разных её проявлениях – от вседозволенности до тирании. И финальные речи Олимпиады Гансовны в блистательном исполнении Юлии Фроловой – универсальный рецепт счастья, не значащийся ни в одной поваренной книге.

Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.

Оцените статью
Комментировать