«Выстрел на перевале Караш»: жертвы обстоятельств

кино

Минувший вечерок прошёл в компании телеканала «Культура», что становится для меня уже некой привычкой. Внимание привлёк фильм Болотбека Шамшиева, впервые появившийся на экранах в самом конце шестидесятых, а вчера показанный в проекте «Коллекция Евгения Марголита». Автор передачи поведал о ежегодном уменьшении архивов отечественной кинематографии. Множество старых фильмов, снятых на плёнку, уже осталось лишь в чьей-то памяти. Что-то обветшало, не дождавшись оцифровки, что-то и вовсе выброшено за ненадобностью.

«Выстрел на перевале Караш» проверку десятилетиями прошёл, хотя тоже местами «сыпется». Фильм тяжеловат по сюжету. Но вельми хорош по режиссуре и уровню игры актёров. В тогдашние времена не принято было снимать кино через задний проход или развлечения ради. Ну а смысловая составляющая в картинах не просто присутствовала, а непременно заползала в зрительский мозг и овладевала им.
Фильм Шамшиева – о чести и долге, об истинной дружбе. Джигит Бахтыгул (Суйменкул Чокморов) верой и правдой служит своему хозяину (Советбек Джумадылов), предпочитая бедность и честность наживе и предательству. Оценить эти его качества по достоинству смог такой же, как он сам, семьянин-работяга Фёдор (Виктор Уральский), ставший Бахтыгулу другом. А вот хозяин обеспокоен только собственным благосостоянием и положением в обществе. Выходит, что один смиренен, другой слеп, и найти точки соприкосновения почти нереально. Жертвы неминуемы. Но кому достанется в первую очередь? Оклеветанному Бахтыгулу? Его голодной семье? Жалостливому другу? Или же недалёкий хозяин поплатится сам?

https://www.youtube.com/watch?v=wulMtu50NbE

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать