Без чрезмерной дотошности туристам затруднительно отнести Тамбов к числу старинных городов, хотя основан он в 1636 году. Лишь кое-где местная архитектура нашёптывает нечто соответствующее. Но куда чаще это гораздо более новые постройки, не тянущие ни на XVII, ни даже на XVIII век, несмотря на очевидную потёртость стен. Полноценные островки истории на глаза не попадаются, ибо к вековым деревянным усадьбам или каменным особнякам почти везде примыкают современные здания, нередко из серии «тяп-ляп и готово». Немало подобного соседства лично мне приходилось наблюдать, например, в Красноярске, Тюмени, Пензе.
Живёт в Тамбове около 250 тысяч человек. Правда, численность населения областного центра давно не растёт, а вот падает – ещё как. Кто-то связывает сложившуюся тенденцию с огромным количеством промышленных предприятий, влияющих на экологию. Однако во всевозможных рейтингах самых загрязнённых российских городов Тамбов не значится. Да и с трудоустройством там было бы туговато без двух десятков заводов. Так что терпимо.
При всём этом тамбовчане вряд ли испытывают проблемы с недостатком мест для прогулок, отдыха или шопинга. Разномастных торговых центров в городе множество. Удивляет добротным состоянием и Гостиный двор, хотя отовариться там не получится: некогда наводнённое покупателями сооружение успело превратиться в достопримечательность. Из стадионов на глаза попались два, причём с легендарными названиями – «Динамо» и «Спартак». Есть в Тамбове и ледовый дворец, где выступает хоккейная команда ВХЛ. А по-настоящему поражает наличие сразу нескольких театров, включая учебный – при ТГУ имени Гавриила Державина – и молодёжный.
Кстати, о высшем образовании есть что сказать. Суть даже не в приличном выборе как местных вузов, так и филиалов вузов столичных. В Тамбове находится старейший музыкальный институт страны – ТГМПИ имени Сергея Рахманинова. Памятником известнейшему композитору город, разумеется, не обделён. Вот только скульптура, официально открытая в 2006-м, располагается далековато от упомянутого вуза – на одноимённой улице, примыкающей к площади Музыки, рядом с Казанским мужским монастырём.
Женский монастырь – Вознесенский – в Тамбове тоже есть. Плюс ко всему – ещё десятка два великолепных соборов, церквей, включая деревянные, и обращающий на себя особое внимание римско-католический костёл, возведённый на стыке XIX и XX веков и буквально за пару лет до начала третьего тысячелетия отреставрированный.
Одной из визитных карточек города следует признать растянувшуюся примерно на три километра благоустроенную набережную канала реки Цны с несколькими пристанями и мостами. Сам водоток с прижившимися у его берегов утками, может, и не шибко-то впечатлит бывалого путешественника. Но непосредственно для прогулок эта локация, вымощенная брусчаткой, подходит идеально. И всё благодаря кафетериям, торговым палаткам, детским площадкам, топиарным фигурам, памятникам.
Последних в городе около полусотни. Причём без учёта мемориальных комплексов. Вниманием не обделён даже герой известного фразеологизма – тамбовский волк. Персонаж, пожалуй, не менее загадочный, чем застывший в бронзе тамбовский… мужик, что нашёл приют на Кронштадтской площади, расположенной в окружении той самой набережной, одного из корпусов технического университета, лесхоза и Покровского собора. На деле же таким образом увековечили босоногого крестьянина – участника здешнего восстания 1920–1921 годов.
Степан РАТНИКОВ.