«Через кладбище» Юрия Лунина

литература

Проза члена Союза писателей России Юрия Лунина непоколебимо духовна. Не всегда стройна, хоть и не сумбурна, но заметно витиевата, как и путь любого человека к постижению чего-то по-настоящему высокого, к осознанию себя и своего предназначения в этом бренном мире. Подмосковный прозаик акцентирует внимание читателей на ценностях нравственных, а не материальных. Его персонажи зачастую одиноки, несмотря даже на наличие родственников, друзей, и вместе с тем лиричны. Рассказ «Через кладбище» в этом смысле весьма показателен и чем-то, не только сценами рыбалки или тихой охоты, схож по настроению с прозой другого Юрия – Казакова.

Лунин посвятил короткое, но богатое на события (в основном посредством флешбэков) произведение собственным отцу и сыну. Само название намекает на то, что смерть ходит за нами по пятам, но во многих случаях, настигая кого-то из близких, не разлучает с ними, а в какой-то мере сближает, открывает глаза на былые достоинства почившего в бозе, на ту пользу, которую преставившийся успел ранее принести людям, не ценившим его при жизни.
Кто из нас в юности не считал себя умнее отца с матерью? Кто не плевал на их советы, впоследствии, пускай и не совсем осознанно, поступая именно так, как говорили взрослые? Кто не зацикливался на своих ничтожных проблемках, воспринимая – сугубо как пример – прилетающую в лицо грязную тряпку как унижение вселенского масштаба, с коим не сравнится беда чужая? Вместе с тем много ли найдётся родителей, которым поддержать ребёнка, причём не пустословием, завсегда важнее, чем раскритиковать его или высмеять? А кто грамотно подведёт (или проведёт, к примеру, через условное кладбище) во всём сомневающегося отпрыска к ответам на назревшие вопросы, чтобы это не выглядело впихиванием духовной пищи в боязливо приоткрытый рот? То-то и оно!
Как писатель Юрий Лунин поступает сродни мудрому родителю. Ведёт мечущегося читателя извилистыми тропками, как бы невзначай демонстрируя ему окружающую обстановку со всеми её равнинами, болотинами, крестами да надгробьями. Жажда познания и жизни как таковой приведёт наблюдателя к необходимым – в первую очередь ему самому – выводам. Ведь мало кто, включая откровенно упрямых и самовлюблённых, захочет оставаться, как бестолковая стрекоза, спящим при надвигающейся опасности, предпочтя всё-таки – рано или чуть позже – сорваться с пагубного крючка, как непокорная щука.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать