«Цапля моя» Игоря Гамаюнова

литература

Произведение, опубликованное в 11-м номере журнала «Нева» за 2015 год, тронуло до глубины души. Всё в нём выверено и гармонично. Умиротворяющие сельские пейзажи. Правдоподобно созданные персонажи. Излишне предсказуемая, но всё равно интригующая сюжетная линия. И столовая ложка морали, не вызывающей отторжения.

Пожилой автор сразу обозначил жанр – повесть о первой любви. О любви Костяна – шебутного, задиристого, не лезущего за словом в карман работящего паренька – и его соседки Зинки – кокетливой, часто смеющейся, не выделяющейся яркой внешностью, зато очень верной и доброй. О любви искренней и взаимной, но, по стечению жизненных обстоятельств, противозаконной. Ведь Зинке совсем чуть-чуть оставалось до совершеннолетия, когда у них случилось это.

Осуждать Костяна не совсем правильно: молодые сдерживали себя очень долго, намереваясь в ближайшем времени расписаться. Бросить камень в огород Зинки, не устоявшей под натиском матери и наговорившей участковому всякой белиберды, тоже рука не поднимается. Главные антигерои – как раз таки полицай и Зинкина мамаша, устроившие дурацкий спектакль с целью проучить необузданного парня, попугать его, поставить на место – не более того. Ну, чтобы на чужое добро не покушался, со старшими повежливее разговаривал, самые лакомые для рыбака места на берегу не занимал. Примитивный эгоизм. Никчёмная попытка самоутвердиться.

Да только роли свои они сыграли отвратительно. Судья, как Станиславский, не поверила. Или просто не поняла смысла всей этой постановки. Как следствие, Костян – за решёткой, его тётка – в местах ещё более отдалённых, откуда уже не возвращаются, а беременная Зинка – без какой-либо моральной поддержки, лишь с мрачными мыслями в своей ещё глупенькой головёнке.

Никто этого не хотел. Никто этого не ожидал. Но никто этого уже и не исправит. Одним остаётся лишь покаяться и в корне изменить свой образ жизни, другим – понять и простить. Читателю же – сделать выводы и, возможно, встать на чью-то сторону, поддавшись эмоциям, которые порой захлёстывают.

Смею заверить: такие произведения, как «Цапля моя», невозможно не дочитывать и не осмысливать в дальнейшем часами, днями, а то и неделями. Это одновременно и из серии «просто о сложном», и из серии «красиво о будничном». Игорь Гамаюнов (к слову, бывший завотделом морали и права «Литературной газеты») – новый автор в списке моих любимых прозаиков.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать