«Два гусара» Льва Толстого

литература

Взялся за книгу повестей и рассказов Льва Николаевича. Многое очень сложно было воспринимать – и стилистически, и семантически. Кое-что и вовсе откровенно не понравилось, как, например, «Метель». А вот «Два гусара» сразу приглянулись. Искусный язык, интересный сюжет, правда, не без морали, но зато без навязчивой. Повесть эта об отце и сыне Турбиных (кстати, изначально Толстой так и назвал своё произведение – «Отец и сын»), которые с разницей в несколько лет попадают в схожие ситуации, но ведут себя в них совершенно по-разному.

Автор показал: яблоко может упасть весьма и весьма далеко от яблони, если за ним не следить как следует (пускай даже в силу объективных причин), пока оно растёт. Ну, а смена поколений и эпох – это уже в нагрузку.
Граф Турбин-старший категорически против карточного жульничества и готов восстановить справедливость, даже если сам не участвовал в игре. Младший же бессовестно обчищает приютившую его барыню, не обращая ни малейшего внимания на сигналы со стороны о том, что пора бы осадить себя и позволить хозяйке порадоваться хоть какому-то выигрышу.
Отец пытается добиться заслуженного права обладать понравившейся ему женщиной. И если та против, то ни в коем случае не станет применять силу и зазря мозолить глаза, но при этом ясно даст понять, что был неравнодушен и искренен в своих намерениях, тем самым не сжигая мосты. Сын же убеждён в том, что всякая, на кого он положил глаз, не смеет ему отказать, а уж если по собственной воле с ним обходительна, то это безусловное согласие на свидание. Но ежели на деле всё оказывается иначе, и никто его с распростёртыми объятиями не ждал, то грош цена такой глупышке – не ведает, кого упустила.
Иными словами, Турбин-старший был из тех, кто сам вызывает на дуэль, а сын – кого вызывают. И всё, соглашусь, по делу. Одно лишь печалит: с тех пор уже полторы сотни лет минуло, а Турбиных-младших в реальной жизни всё больше и больше, и очевидных достоинств у них всё меньше и меньше. Дуэли же успели перекочевать на просторы Интернета, став словесными, иногда проходя и вживую, но на пьяную голову и без всяких правил.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать