«Кривоногое счастье» Татьяны Буденковой

литература

Когда читал этот рассказ, то меня не покидало ощущение, будто вижу перед собой ряд интерпретированных сцен из повести Александра Григоренко «Потерял слепой дуду». Уже после знакомства с произведением Татьяны Буденковой, опубликованным в дебютном выпуске коллективного сборника «Книга + Ум = Будущее» (он издан в Красноярске по итогам литературного фестиваля КУБ в 2018-м), я узнал: автору «Кривоногого счастья» довелось тогда, в упомянутом году, поучаствовать в семинаре «Дорóгой русской прозы». А вели его Михаил Тарковский и… Александр Григоренко. Совпадение? Скорее всего. Однако маститому дивногорскому писателю наверняка было что подсказать своей начинающей коллеге. В том числе и в сюжетном плане.

С одной стороны, рассказ посвящён девушке-инвалиду и живому, как она сама считала, Аполлону. В частности, их «приходящим», во многом неловким и уж точно бесперспективным отношениям. Когда ей попросту не до жиру, а ему – чересчур лёгкая добыча. «Ты мне ноги должна целовать только за то, что я с тобой сплю», – убеждён красавчик, не стремящийся к созданию семьи.
С другой стороны, обращает на себя внимание замороженная курица, которую герой-любовник завсегда приносит с собой, дабы кривоногая пассия сготовила ужин. Многие персонажи произведения под стать упомянутому полуфабрикату. Такие же замороженные – или заторможенные – в своей недальновидности и нерешительности. В их будто бы чугунных головах звенящая пустота. Как при стуке по батарее, тоже присутствующем в рассказе. Хотя без толку кудахтать они вполне способны.
На их фоне главная героиня выглядит более практичной. Не расточая слова понапрасну, она – швейных дел мастерица – обеспечивает одеждой едва ли не всё близкое окружение. И хотя сама упускает ниточку каких-никаких отношений, счастье себе успевает-таки «сшить». К тому же сын, названный в честь канувшего в небытие отца и унаследовавший сбой в генетическом коде матери, на судьбу вовсе не в обиде. Ибо считает, что ему точно не стало бы лучше, не родись он на свет вообще. «А ноги? Ну… вот так протоптали они ей линию жизни», – не то оправдывает, не то утешает свою героиню Татьяна Буденкова.
Остаётся добавить, что рассказ «Кривоногое счастье» не растянут и не скомкан. Автору удалось вместить в рамки идеального размера сколь печальную, столь и счастливую историю, богатую на события и уложившуюся в несколько десятилетий. Подвели только лексические и стилистические огрехи: одно лишь «одевала» (это про халат, причём не в речи персонажей) вместо «надевала» чего стоит. Но такая уж нынче корректура. Криворукая. Почти повсеместно.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать