«Мотылёк» Жигмонда Морица

литература

Повесть венгерского прозаика-реалиста, написанная в 1925 году, увлекает в большей степени эмоционально, психологически. А вот виртуозностью слога автор не блещет. Язык произведения, экранизированного в 2012-м далеко не самым плодовитым режиссёром Ласло Витези, довольно сдержанный. Это будто характеризует скромную обстановку, в которой разворачиваются события. Главные герои повести дурачат не только друг друга, но ещё и читателя. Невозможно предугадать, кому и что взбредёт в голову спустя неделю, сутки, главу или даже страничку. Да и жизнь у Жигмонда Морица была примерно такой же. Его первая супруга, часто пребывавшая в депрессивном состоянии, совершила суицид в год создания «Мотылька». А сам Мориц в 63-летнем возрасте умер от инсульта, который случился у писателя после вести о рождении внучки. Как говорится, нарочно не придумаешь.

Повесть, которую автор нарёк идиллией, построена на донельзя странной любви Жужики и Йошки. Но странной – только для молодого (как и сами герои) читателя, ещё не познавшего всех жизненных сложностей и не окрепшего в борьбе с собственными чувствами, преобладающими над разумом. В этом смысле «Мотылёк» тянет на некий учебник для подростков, ещё только делающих свои первые и такие неловкие шаги в любовный омут, желая погрузиться в него с головой, но в то же время жутко боясь непредсказуемых последствий.
Когда знакомишься с подобными произведениями, то невольно прокручиваешь в уме всевозможные пробелы в воспитании персонажей: гадкие словечки, произнесённые ими не к месту, или же проступки для привлечения внимания. Однако мало какое воспитание способно предостеречь от ошибок, совершённых под воздействием кипящей крови, которая словно отключает мозг. Всё вокруг удивительно новое, неизведанное. Так и тянет подразнить того, кто положил на тебя глаз, и заодно потешить своё самолюбие. А ежели что пойдёт не так, то можно и отомстить от обиды – опять же ввиду жизненной неопытности и глупости.
Жигмонд Мориц заострил внимание ещё и на людской бедности. Родители, никогда не знававшие красивой жизни, жаждут обеспечить своим отпрыскам лучшее будущее, связывая его исключительно с материальным достатком. Но, разыскивая в пару своему чаду кого побогаче, папы и мамы не интересуются мнением самих детей. Это-то как раз и составляет драматическую основу не только повести «Мотылёк», но и многих реальных жизненных историй. И не скажешь с уверенностью, что правильнее и лучше: позволить сыну или дочке самостоятельно совершить ошибку и в итоге быть возненавиденным за то, что вовремя не подсказал, не предостерёг, или же сделать всё самостоятельно, исходя из собственного опыта, но вынудить ребёнка жить чужой, навязанной ему жизнью. Хоть сразу головку отрывай, как той бабочке, чтоб не мучить.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать