«Музыканты» Сергея Чернова

литература

С первого же предложения автор начинает измываться над словом «мода», пошагово продуцируя совершенно справедливую мысль о том, что умное и полезное модным не бывает, и тем самым приближая к предсказуемой развязке банальную, но презабавную и мастерски описанную историю об искусстве облапошивания. Стаду ведомых двуногих, не склонных пользоваться собственным разумом и готовых покорно отправиться даже на заклание вслед за себе подобными, достаётся по делу. Правда, не очень жёстко (сами ведь избавились от ненужного, лишнего), что следует списать на добросердечность Сергея Чернова, относящегося если не с душой, то вполне милостиво ко всем своим отрицательным персонажам, будь то глупцы, пройдохи, лгуны и иже с ними.

Человек слышит только ту музыку, которую хочет слышать. Разница лишь в том, что кто-то полагается на чужой вкус, а кто-то прислушивается к внутреннему голосу, боясь слиться с толпой и потерять самого себя. Мода овладевает миллионами по всему миру. И хотя тысячи всё же противостоят ей, борьба получается неравная и с каждым новым десятилетием осложняется всё больше.
«Потому ведь и люди были крепкие, что ничего о болезнях не знали. А тут эта мода! И повылазили всякие хвори, как жабы из болота: недуги, мороки, немощи, хилины. Названия – одно другого страшнее, всё нерусские, ломаные, колючие», – подмечает член Союза писателей России Сергей Чернов в «Музыкантах», заодно добавляя, что на каждую болезнь найдётся и тот, кто её лечить возьмётся: знающие и незнающие, шарлатаны, горлопаны, ну и порядочных тоже немало.
В этом смысле рассказ о не боящихся ни Бога, ни чёрта предприимчивых пришельцах, ненадолго объявившихся в деревеньке Воробьиное, дабы сообщить местным оборванцам о появлении на русской земле Королевы Всех Болезней – Кракхабракхаммурры, сколь показателен, столь и ненавязчив по смыслу. Ещё и с тонким юморком, целительность которого давно доказана.
Страшна ведь не сама хворь, а неизведанность. И как бы стадо ни упиралось в забор, отказываясь обращать внимание на подозрительно распахнутую калитку, пастух всё равно отыщет слабое звено, чей пример окажется заразительным для других. А лекарство от стадного эффекта ещё никто на свете не создал. В отличие от той же Кракхабракхаммурры, которую неравнодушные черновские музыканты смогли раз и навсегда изгнать из Воробьиного посредством жутковатых, но волшебных звуков, вернув щедрым и благодарным слушателям покой.
«Так вот, скажу я вам, прошло с тех пор много лет. Люди в тех краях, конечно же, помирали и немалым количеством. От старости, от угара, от жары и холода, ну и от болезней всяких: от тифа, от дизентерии, от чахотки, от красной сыпи и от других премногих болезней. Да только, видит Бог, сколько лет прошло, а от Кракхабракхаммурры, Королевы Всех Болезней, ни один человек костей не сложил, и даже курица от неё не издохла. Значит, не врали музыканты».
Говоря в целом о сборнике рассказов Сергея Чернова «Другая жизнь», следует отметить, что автор из воронежского села Хренового как будто и сам из иного мира, в коем деревня ещё не задавлена мегаполисом, холодный расчёт не взял верх над искренними эмоциями и чувствами, а богатый литературный язык не задыхается под гнётом модных словечек, бездумно взятых из первых попавшихся на глаза переполненных мусорных баков, принадлежащих иностранным структурам. Вчитываясь в тексты и вглядываясь в образы незатейливых и простодушных персонажей, представляешь себе аскетичного бородатого паренька, который сидит за печатной машинкой напротив местами потрескавшегося окошка, выходящего на бескрайнее русское полюшко, и неспешно складывает слова в предложения, несущие в себе столько смысла, что ни одному дутому городскому магистру в задымлённую голову не придёт. Потому что такая жизнь – другая – уже мало кому надобна в эпоху непрекращающихся тараканьих бегов, где проигрывает даже победитель, сам того не осознающий и продолжающий истовое движение только вперёд – в никуда.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать