«Пожар на фабрике» Яны Дворецкой

литература

Этот рассказ появился на страницах журнала «Юность» ближе к концу 2023-го – в октябрьском номере. Причём в рубрике «Проза. БЭНД», куда, судя по краткой биографии Яны Дворецкой, впихивают работы выпускников неведомой мне школы писательского мастерства. За какие заслуги «Пожар на фабрике» удостоился публикации – остаётся лишь гадать. Вероятно, между упомянутыми сторонами заключён соответствующий договор. Однако в недалёком будущем авторы подобных текстов вряд ли продолжат гордиться тем, что несколькими годами ранее написали и впоследствии увидели в одном из «толстяков».

Обвинить Яну Дворецкую в бездарности язык не поворачивается. Напротив, чувствуется авторский потенциал, литературная хватка. Но всё это словно кем-то извне искажено (вспоминаются многочисленные фотопортреты, изуродованные нейросетями, тогда как сами пользователи, ослеплённые фальшивыми похвалами комментаторов, отказываются замечать безжизненность своих искусственно созданных образов). Не исключено, что автор, наслушавшись пустопорожних советиков (ныне буквально некуда деться от всевозможных коучей, наставников, экспертов), свернул на дорожку, ведущую в никуда, но вполне может вернуться на путь истинный. Поверить в то, что уроженка Смоленска, наоборот, пропустила мимо ушей чьи-то ценные подсказки и решила выехать на самобытности, почти невозможно: тогда бы, скорее всего, не было ни публикации, ни – тем паче! – её размещения в конкретной рубрике.
При знакомстве с первым же абзацем глаз падает на «клубы дыма», которые «забирались в носы толпившихся снаружи работников». Страшно представить целые клубы дыма в собственном носу – этот ж как пятак раздуть должно! В абзаце, который следует сразу за первым диалогом, обращает на себя внимание местоимение «она», встречающееся четырежды в рамках трёх предложений. Далее главная героиня – в шестьдесят один год! – прыгает в кроссовки, выскакивает из дома, «как птичка из настенных часов», и летит на фабрику. Всем бы так лихо суетиться в пенсионном возрасте! А как вам фраза: «Вперёд гордо выдалась грудь, по арбузу каждая»? С одной стороны, и так понятно, что имела в виду Яна Дворецкая. С другой же – въедливый филологический ум, зацепившись за форму подачи содержимого (грудь-то одна, но при этом каждая), дорисовывает картину, на которой описываемая женщина оказывается ещё более – на один сосок – уникальной, чем известный эпизодический персонаж из фантастического боевика «Вспомнить всё».
«Пожар на фабрике» не нужно изучать под микроскопом. Читая произведение, поневоле обращаешь внимание на мелкие огрехи, допущенные в основном из-за необоснованного желания улучшить хорошее. Текст пестрит множеством деталей, которые совершенно не работают. Толком не объяснишь и появление в рассказе безработного мужа-алкоголика, никак не влияющего на развитие событий. А главное – жена почему-то никуда от него не уходит, тогда как оставаться на фабрике, где резко урезали зарплату, отказывается. Жалостью к героине не проникаешься ни с учётом её блёклой семейной жизни, ни в связи с последствиями пожара. В котором, по ощущениям, изрядно пострадал и сам рассказ, добравшийся до страниц «Юности» в обожжённом состоянии.
Из плюсов – правдоподобная характеристика начальства, включая его поведение как до печального происшествия, так и после. Есть несколько метких и колких попаданий. Да и в целом авторский язык, несмотря на вышеперечисленные замечания, имеет перспективу. Но тут уж с кем поведёшься. И насколько рано в своём «величии» замкнёшься. Свет очей своих может и дотла спалить изнутри – никакие мэтры пожарной службы не сподобятся потушить.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать