«Птица высокого полёта»

Ptizsa_vysokogo_poleta литература

Думаю, у каждого автора есть произведение, которое удалось ему лучше всего, и произведение, в которое он вложил душу и потому особо им дорожит. Не спорю, наибольшее количество публикаций, отзывов, критики выпало на долю моего «Кришнаита». Однако самой дорогой для меня является спортивная повесть «Птица высокого полёта».

Во-первых, с этого произведения началась моя, если можно так сказать, литературная карьера. Сюжетная линия и герои около года тщательно вынашивались в голове, ожидая своего переноса на бумагу. А компьютера на тот момент в наличии не было. Во-вторых, никогда больше не приходилось выдавать главу за главой с таким же удовольствием. В-третьих, «Птица высокого полёта» – единственное произведение, которое я сам после издания неоднократно перечитывал, словно не являюсь автором текста и не ведаю, чем завершится та или иная встреча, разборка, беседа. Да уж, хоккей в моей жизни почти всегда занимал главенствующие позиции.
Изначально задумывал трилогию: становление команды, её последующий развал и долгожданное возрождение. Тем не менее, написав в 2004 году первую часть повести, за продолжение браться не спешил. Не видел в этом смысла. Считал, что кроме спортсменов читать такую вещь никто не станет. Поначалу именно так всё и было. Но через два-три года рукопись, благодаря знакомым писателям, стала ходить по нужным рукам. Всё же нашлись те, кто оценил произведение и рекомендовал его своим знакомым.
Весьма характерным для того времени стал отклик члена Союза писателей России (к сожалению, ныне уже покойного) Бориса Турова. После прочтения спортивной повести он был краток, но предельно ясен:
– Я немного интересуюсь хоккеем, смотрю матчи. Когда прочитал «Птицу высокого полёта», меня поразило знание автором дела. Всё-таки Степан сам играет в хоккей, знает все эти ситуации. Понравилось.
Вскоре настал момент, когда я твёрдо решил издать эту повесть, несмотря на то что многим консерваторам она была бы безразлична. Реакция читателей изучалась около полугода. Неравнодушных оказалось немало (хоть и не большинство), и я взялся за продолжение «Птицы высокого полёта» – спустя пять лет после написания первой части.
Вдохновение помогло мне закончить произведение уже через полмесяца. Затем начались длительные процедуры вычитки и правки. Как и ожидалось, далеко не все писатели со стажем сочли хоккейную дилогию стоящей, но недовольны они были стилем и языком. А меня в первую очередь волновала степень актуальности и новаторства самой задумки, сюжета. Увы, на это почти никто не обращал внимания. Писатели цеплялись за слова, обходя стороной сущность.
Но нашлись и те, кто копнул глубже. Один из них – член Союза писателей России Владлен Белкин, ставший автором предисловия к моей очередной книге:
– Вторая часть этой повести – вновь о любимых автором хоккеистах. Но верность правде жизни, реализм делают её срезом нравственных проблем всего современного общества.
Подведём промежуточный итог. Из трёх изначально задуманных частей «Птицы высокого полёта» написаны и изданы две. Мнение читателей двоякое. Одни в восторге от перипетий на хоккейной площадке и вне её, нередко сравнивают повесть с телесериалом и требуют продолжения. Другие категорически отказываются читать, ссылаясь на отсутствие интереса к хоккею, а если и «рискуют» открыть книгу, то в конечном итоге ограничиваются фразой: «Не моё».
На досуге подумываю, стоит ли браться за третью часть. Вторая и так логически завершена. Мечта увидеть фильм, снятый по мотивам этой повести, явно несбыточна. Топтаться на месте тоже нет смысла: хочется попробовать себя в других направлениях. А может, надо просто подождать ещё пять лет, и тогда вдохновение само подстегнёт к завершению когда-то начатого?

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать