«Маленький принц» Дмитрия Маркина

театр

О том, насколько странный народ эти взрослые, задумываешься лишь в детстве. Впоследствии вырастаешь и пополняешь ряды заблудших слепцов, зачастую даже гордящихся собственной глупостью. Боязнь показаться смешным и наивным сковывает по рукам и ногам, однако взрослый всё равно смешон и наивен, потому что растерял детскую непосредственность, утратил пытливость ума и разучился – или не научился – любить то, что имеет. Всё это с февраля 2023 года в Саранске красиво и задорно демонстрирует актёрский состав Государственного русского драматического театра Республики Мордовия – в формате стоминутной аллегорической сказки «Маленький принц» по мотивам одноимённой повести французского гения Антуана де Сент-Экзюпери.

Невозможно не обратить внимания на сценографическое новаторство режиссёра-постановщика Дмитрия Маркина и его команды, где в большей степени выделяется художник-универсал Наталья Полушкина. С первых же минут зрителя балуют милыми «настенными» рисунками, которые ещё в детские годы выполнил Лётчик, блистательно изображаемый Юрием Трофимовым. К столь оригинальному декорационному ходу постепенно приплюсовываются эпатажные костюмы всех цветов радуги, а также различные визуальные эффекты наподобие калейдоскопических, потусторонних, возникающие в том числе и по обеим сторонам зрительного зала, что сразу бросается в глаза ввиду частой нехватки яркого света. А завораживающие звуки, издаваемые гремучей Змеёй, и снабжённый магией ушу обряд приручения в исполнении Лиса и Маленького принца – уже как сочные вишенки на аппетитном торте.

При этом основные смыслы литературного произведения на сценических задворках не оказываются. Мотивы одиночества и непонимания, дружбы и привязанности всплывают едва ли не в каждом этюде, среди которых присутствуют и скетчи (взять хотя бы Алексея Тимина, предстающего в образе Пьяницы, накатывающего очередную стопку только ради того, чтобы заглушить совесть, не позволяющую ему… пить). Поэтому актёрство актёрством, но, как справедливо подмечает ничуть не хитрый Лис в исполнении Александра Борзова, «главное – то, чего не увидишь глазами».
Если так и есть в буквальном смысле, то спектаклю до идеала далековато. И всё потому, что качественная визуальная составляющая идёт вразрез с живой музыкой и вокалом. Говоря конкретнее, можно в лучшем случае ничего не расслышать, а в худшем – порядком измучить собственные уши. Слова нередко тонут, захлёбываются в пучине звуков. Когда же строчка-другая вырывается на волю, то удовольствия слушателю чаще всего не приносит – ввиду откровенно слабых, а порой даже ужасных вокальных данных артистов. Сцена не кухня и не ванна, где можно с чистой совестью стенать, урчать, бормотать. И пускай мордовский ГРДТ не позиционирует себя как музыкальный, многим исполнителям не мешало бы подтянуть песенное мастерство. Ведь они в ответе за тех, кого приручили и в зрительный зал заманили. А если кто-то всерьёз считает, что медведь ему на ухо не наступал, то обязан – как истинная Звезда – светить ярче Большой и Малой Медведиц, вместе взятых.
С другой стороны, непрофессиональному вокалу есть некоторое оправдание. Ведь петь пытаются в основном персонажи, на чьи недостатки и пороки следует обратить самое пристальное внимание. Из-за этого почти каждый из взрослых, встречаемых Маленьким принцем (Марией Феоктистовой, облачённой в кеды и голубенький комбинезон поверх белой рубашонки), оказывается ещё более странным, непонятным и забавным, будь то Король, Честолюбец, Деловой человек или Географ. Сам же спектакль превращается в нечто непринуждённое и взбалмошное, отчего становится весело как школьникам, так и пенсионерам. А они соответственно ещё или уже не требуют максимально искусного исполнения музыкальных композиций, попросту наслаждаясь временным пребыванием в своего рода инопланетном мире под названием Театр.

Степан РАТНИКОВ,
лауреат премии в области литературной и театральной критики «Я в мире боец» имени Виссариона Белинского за 2023 год.

Оцените статью
Комментировать