«Джо»: социопат с добрым сердцем

кино

Едва ли не лучший фильм (2014 г.) с участием Николаса Кейджа за последнее десятилетие. Уж больно часто он стал размениваться на всякую ерунду, подмачивая свою репутацию. Но всё ещё оставаясь моим любимым актёром. В картине Дэвида Гордона Грина он играет главного героя – бывшего бандита Джо, одиноко живущего в частном домике, если не считать собаку, и зарабатывая на жизнь умерщвлением деревьев для их последующей законной вырубки.

Друзей у него нет, да и не нуждается Джо в них – хватает обычных знакомств, ни к чему не обязывающих. О женщинах он вспоминает, только когда его разгневанная душа просит утех. А окружающие, цепляясь к нему без повода, рискуют лишиться здоровья, а то и жизни. Иными словами, срывается Джо отнюдь не на безобидных или невиновных. Просто другие люди на его месте сумели бы стерпеть, промолчать, ну, или струсили бы. В этом смысле зритель склонен испытывать к главному герою различные чувства: ненависть, равнодушие, уважение, жалость…

В одном сомневаться не приходится: сердце у Джо доброе. Случайная встреча с парнишкой по имени Гари заставляет отъявленного социопата вспомнить себя в былые годы. Похожие характеры, похожие проблемы – вероятность похожего будущего. Разве что детство Джо в фильме не показано. В отличие от Гари, который долгие годы терпит отца-алкаша, не получая никакой помощи от матери и сестры, чья дееспособность и адекватность вызывает большие вопросы. Парень на грани срыва. Но никак не решается разделается со своим чокнутым родителем. Хотя вполне может. И за нежелание поднимать руку на отца, каким бы тот ни был, Гари тоже можно по-своему уважать или, напротив, презирать.

Вечно холостому и бездетному Джо терять нечего. Причём уже давно. Опять-таки в отличие от парня, которому жить да жить. Изначально Гари был для Джо только подчинённым, трудившимся на совесть. Но стал почти другом: никогда ни на что не жаловался, помог отыскать четвероногую подругу шефа, ни разу не посмеялся над его старенькой машиной и даже предложил выкупить её. И со временем Джо, вопреки своему любимому принципу невмешательства, отваживается протянуть руку помощи тому, кто рискует стать изгоем, совершенно не заслуживая подобной участи. Но если избавиться от очевидного зла физическим путём реально, то уберечь юнца от психологических травм, способных наградить общество ещё одним социопатом, гораздо сложнее. Благо надежда умирает последней. А когда самому уже порядком осточертело жить, сродни подвигу уйти красиво и оставить о себе добрые воспоминания.

Степан РАТНИКОВ.

Поделиться ссылкой:

Оцените статью
Добавить комментарий
Adblock
detector