Эрланд Юзефсон, отлично сыгравший блаженного Доменико в «Ностальгии» (предыдущей картине Тарковского, изобилующей столь же статичными и усыпляющими сценами, зато снятыми чётко и без помарок), и здесь остался верен себе, сохранив яркий образ набожного старика, понять которого мало кто способен. Причём в обоих фильмах его персонажи крайне религиозны и, как следствие, душевно одиноки, из-за чего не просто безнадёжно уходят в себя, а вообще съезжают с катушек.
Правда, если в «Ностальгии» Доменико много лет живёт сам по себе в сыром заброшенном помещении, то в «Жертвоприношении» у Александра есть жена с детьми и неплохой домишко на живописном островке. Вот только любовь в том доме будто бы не живёт. Единственный по-настоящему дорогой Александру человечек – маленький сын – не может (или не хочет?) разговаривать, вынуждая отца вести бесконечные монологи во время их совместных прогулок. Ну как тут не тронуться умом? И как не поверить в то, что твоя горничная ведьма, способная предотвратить вселенский хаос, если с ней переспать.
Впрочем, нет – нужно ещё поддержкой Всевышнего заручиться и пообещать принести ему серьёзную жертву, если трюк с ведьмой удастся. И уж если ты не просто верующий, а богобоязненный человек, то наверняка получишь желаемое и в знак благодарности, разумеется, данное Господу обещание сдержишь. Тебя, ясное дело, никто не поймёт, но ведь и прежде не понимали, поэтому гори оно всё огнём! Лишь бы не было войны.
Степан РАТНИКОВ.