«Газетчик» Александра Молчанова

литература

Криминальный роман – именно так в плане жанра издатель окрестил произведение автора, написавшего сценарии к нескольким российским детективным сериалам. Однако в плане эпичности, героики «Газетчик» откровенно недотягивает до романа. Просто оным словом какую только писанину нынче ни нарекают… А вот сценарный подтекст в созданной Александром Молчановым истории как раз присутствует. В кино подобные сюжеты держат в напряжении и заставляют подскакивать с диванов. Так и здесь: ни о чём раньше времени не догадаешься, ответов на многие вопросы не получишь, но в итоге будешь скорее удовлетворён, нежели разочарован.

Несмотря на название, вроде как предполагающее знакомство читателей с азами журналистской деятельности, молчановский газетчик куда больше смахивает на оперативника, причём инертного, а не дотошного. И если искать в этой книге что-то действительно характерное для специфики СМИ, то верх возьмут слишком коротенькие – не утомляющие, но и не доставляющие удовольствия – предложения, присущие телевизионным репортажам.
Автор, судя по всему, слегка переработал в журналистике, т.к. риторических приёмов и причастий с деепричастиями избегает ничуть не меньше, чем среднестатистический корреспондент-стажёр – неизведанного, а потому пугающего общения с потенциальными носителями информации. С фразеологией, тем паче собственного сочинительства, в «Газетчике» тоже не очень густо. Ёмких и колких предложений с философским уклоном, которые запоминались бы, не хватает так же, как книжным персонажам – улик и алиби. Художественность впору объявлять в розыск под стать старшекласснице-репетиторше Нине Шаровой. Правда, газетчики – как сам Александр Молчанов, так и придуманный им Андрей Розанов, – в этих делах не помощники.
Чем произведение, напротив, ценно, так это до отвращения метким изображением (на примере посёлка Шиченга ельцинских времён) жизненных устоев, царящих в русской провинции. А существуют там свои законы и понятия, можно сказать, неписаные, которые гораздо важнее правды. И – страшнее. Даже когда сама правда и без того донельзя страшна, учитывая, что у каждого, на кого ни укажи, свои скелеты в шкафу, а за пазухой не камушек – булыжник.
Всё, что происходит в глубинке, остаётся глубоко там же, а если и перекочёвывает на страницы региональной или федеральной прессы, то в искажённом виде, ибо мелкие сошки всеми возможными способами стараются удержать в своих руках власть на местах, а шишки более серьёзные не располагают временем и желанием копаться в грязном белье холопов. И если кому-то наверху позарез нужно, чтобы загадочно исчезнувшую школьницу все считали мёртвой, то искать псевдопокойницу уже никто не станет, а сама она покорно начнёт новую жизнь.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать