«Пепелище» Святослава Рыбаса

литература

«Почему это грозное чувство родины приходит в тяжёлую минуту, когда ищешь опору, оглядывая всю землю до неба. Почему его нет в простых буднях? Словно и родины нет?» – такими вопросами задаётся один из персонажей военного романа Почётного гражданина Донецка Святослава Рыбаса. Книга посвящена 1910-м годам, захватывая и первую мировую войну, и гражданскую, также привлекая внимание первыми в стране, для многих диковинными, полётами на аэропланах. Основополагающий мотив произведения – превращение человека в зверя, готового убить не только за харчи, но и просто ввиду отсутствия вышеупомянутой опоры.

Осатанелость многих вояк поражает. Они ведут себя хуже животных даже в те моменты, когда никакой угрозы поблизости нет. Сказывается либо безнаказанность, либо отсутствие веры в день завтрашний, а значит – бери от жизни всё и ни о чём не жалей, не думай. Человеческое умирает в людях до такой степени, что даже собственных спасителей они (как тот же Рылов) не благодарят, а бесстыже эксплуатируют или вовсе растаптывают за ненадобностью.
В этом смысле ослепший лётчик Макарий Игнатенков, со временем внезапно прозревший, но ненадолго (словил пулю за мешок муки, который никак не желал уступать обезумевшему Миколке), представляется символом целой эпохи. Скажу больше: не видеть ничего дальше собственного носа или вовсе закрывать глаза на происходящее, а спустя годы, когда уже поздно, признавать ошибки или просто пытаться что-либо исправить, – это так характерно для человечества в целом.
Добавлю, что наибольший интерес в плане динамики, эмоций, диалогов представляет жизнь хутора и его обитателей, а не военные действия. События, происходящие на руднике Нины Григоровой, описаны гораздо скуднее. Наконец, использованные в «Пепелище» архивные документы и воспоминания Деникина, Фрунзе и других военных деятелей, безусловно, значимы, но зачастую нудны и слишком идейны, особенно в концовке романа. Романа, который, тем не менее, стоит прочесть – не только историкам, но и просто любителям качественной прозы, где каждое слово на своём месте, а речь отдельных персонажей – как отдельный вид искусства.

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать