«Про девушку, которая была бабушкой» Натальи Нестеровой

литература

Сказка ложь, да в ней намёк. Много намёков. И не только добрым молодцам урок. Книга изобилует небанальными авторскими размышлениями и наблюдениями, зачастую весьма точными. Однако язык романа простоват, не лишён огрех и откровенных ляпов, а потому говорить о высокохудожественной литературе не приходится, учитывая очевидную ставку на сюжет. Его Наталья Нестерова специально закрутила так, чтобы держать читателя в узде, не забывая и прикармливать, причём щедро. В качестве корма – те самые вкрапления житейских мудростей, которые наверняка приглянутся даже некоторым отъявленным критиканам, а местами и афористичности не лишены.

В книге «Про девушку, которая была бабушкой» присутствуют если не лишние, то как минимум проходные главы. Без них, вероятно, не хватило бы веса для того, чтоб величать написанное романом. Правда, в современной литературе жанр вряд ли определяется количеством написанного. То же самое можно сказать о человеке и его весе, который не всегда свидетельствует о характере и уж тем более не даёт никаких гарантий касаемо продолжительности предстоящих отношений. Ведь и со стройняшкой можно нахлебаться вплоть до отвращения и ненависти, а с пышкой – оказаться в земном раю, не замечая её лишних кило, накопленных на почве депрессии, обжорства и лени. О чём Наталья Нестерова, собственно говоря, и повествует.
Лично мне по нраву пришлась шестая глава второй части. Она о том, как тяжело жить вместе с человеком, чей эстетический вкус не схож с твоим. Ещё одно развенчание мифа о якобы притягивающихся разноимённых зарядах. В принципе, каждому читателю хоть какие-то отрывки должны приглянуться – по духу, по мировосприятию, по личному опыту, включая негативный и давно не вылезающий из подкорки. Автору даже тему сексизма удалось преподнести так, что обоим полам не будет обидно, ибо досталось и мужчинам, и женщинам, причём по делу и без перебора.
Одно убивает напрочь: сюжет романа, претендующего на жизненность и злободневность, построен на нелепом превращении главной героини Александры Калинкиной. Не в жука, как у Кафки, а в саму же себя, разве что 30-40-летней давности. И всё по загадочной воле вымышленного Старичка-Боровичка, дающего пенсионерке шанс заполучить то, чего она недосчиталась в былые десятилетия на семейном и рабочем фронтах.
Это всерьёз снижает степень читательской веры. Таким образом, явные авторские находки и попадания в яблочко наверняка могут быть восприняты всего лишь как попытки поумничать, пускай даже попытки удачные. А может, всё дело в том, что в отечественном масскульте женская проза давно зашла в тупик и максимально оригинальными историями, не дающими ни малейшего повода усомниться в их правдивости, никогда больше не огорошит?

Степан РАТНИКОВ.

Оцените статью
Комментировать